17 июля боинг. Катастрофа MH17: как менялись версии российских СМИ. Боинг вообще не был сбит

Этот материал не имеет ничего общего с тематикой нашего сайта . Но как патриот России, понимающий разницу между Отечеством и властью, считаю своим гражданским долгом высказаться, опираясь на свои знания и опыт, по очень важной теме - трагической гибели 17 июля 2014 г. пассажирского Боинга-777 над Донбассом.

"Многие путают два понятия: "Отечество" и "Ваше превосходительство" и даже отдают предпочтение последнему перед первым. Таких людей во всех странах множество, а у нас до того довольно, что хоть лопатами огребай"

русский писатель (1826-1889),

Рязанский и тверской вице-губернатор

Как и почему погиб рейс МН17

(все иллюстрации и видео на этой странице кликабельны, даже несмотря на иногда появляющиеся сообщения о "ненайденных файлах")

Авиалайнер B777-200 9M-MRD "Malaysia Airliers"

Авиакатастрофа рейса МН17: жители Нидерландов не могут оправиться от шока (телеканал Russia Today 18.07.2014). YouTube

Видеозапись программы "Таманцев. Итоги" (эфир 2 1 июля 2014 г.) на телеканале РБК. YouTube

Версия об уничтожении рейса МН17 украинским штурмовиком Су-25 впервые была озвучена на брифинге Министерства обороны Российской Федерации 21 июля 2014 г., который стал российским ответом на опубликованное службой национальной безопасности Украины видео, возлагающее вину за уничтожение гражданского самолета на сепаратистов и Россию, а также на появившиеся в интернете любительские видеозаписи транспортировки СОУ "Бук" с полным боекомплектом (4 зенитные управляемые ракеты - ЗУР - 9М38) сначала из России на территорию, контролируемую сепаратистами, а затем - экстренного обратного возврата в Россию этой же установки, но уже с неполным боекомплектом в составе трех ЗУР.

На брифинге Министерства обороны (видеозапись представлена справа) прозвучали следующие основные тезисы:

По данным российских военных, малазийский Боинг-777, пролетев Донецк, отклонился на север на 14 километров; после этого он пытался вернуться в свой коридор, но не успел;

Перед крушением Боинг-777 начал терять скорость;

В распоряжении Минобороны России имеются космические снимки с расположением средств ПВО украинской армии на юго-востоке Украины перед катастрофой Боинга, согласно которым украинские ЗРК "Бук" накануне были передислоцированы к Шахтерску;

В день катастрофы близ Донецка была развернута группировка ПВО вооруженных сил Украины в составе трех-четырех дивизионов зенитно-ракетного комплекса "Бук-М1", и маршрут Боинга-777 попал в их радиус действия;

Зафиксирован набор высоты украинским боевым самолетом, предположительно Су-25, в направлении малазийского "Боинга"; расстояние между "Боингом" и Су-25 составляло всего 3-5 километров; таким образом украинский боевой самолет, способный нести ракету Р-60 "воздух-воздух", несколько минут совершал полет по воздушной трассе гражданской авиации, практически одновременно и на одном эшелоне (высоте) с пассажирским воздушным судном;

В момент катастрофы в той же отметке средств контроля воздушного пространства наблюдался еще один объект;

В момент крушения на этим местом пролетал американский спутник;

Россия не передавала ополченцам ракетные комплексы "Бук" и другие виды вооружений.

Брифинг Министерства обороны России вызывает весьма неоднозначное впечатления ввиду многочисленных нестыковок, противоречий, передергиваний и свидетельств откровенной некомпетентности выступавших. Например, в своем выступлении начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенант Андрей Картаполов говорит (тайм-код видео брифинга 13:10) о трех гражданских авиалайнерах в районе Донецка, а на схеме ("слайде") данных объективного контроля воздушной обстановки в районе Донецка 17 июля 2014 г. (тайм-код видео брифинга с 12:50) изображены 4 авиалайнера. Но это, как говорится, "еще цветочки".

1. На представленном Минобороны РФ видео нет данных о маневре Боинга-777 рейса MH17 около Донецка, его «ухода с трассы на 14 км». Траектория полёта до падения соответствует данным сайта www.flightradar24.com .
2. Боинг-777 рейса MH17 следовал вдоль международной трассы L980 между пунктами обязательного донесения GANRA и TAMAK. Отклонение от оси трассы составляло около 8 км.
3. Указанные Минобороны РФ на «карте размещения средств ПВО» в качестве пунктов обязательного полётного контроля аэронавигационные точки MAKAK, ABOLA и GONED, на самом деле являются пунктами контроля по запросу.
4. Эшелоны следования рейса SQ351, Копенгаген – Сингапур на «схеме воздушной обстановки» – 9600 метров, не соответствуют данным на видео – эшелон 350, высота 10650 метров.
5. Траектория Боинга-777 рейса MH17 на «схеме воздушной обстановки» после 17:21 не соответствует данным контроля на представленном видео. Самолёт не двигался дополнительно около 20 км по прямой, а беспорядочно падал, разделившись на несколько частей, о чём свидетельствуют разделившиеся слабые метки на радаре. Зона падения по радару вытянута влево от траектории, её протяжённость около 7 км.
6. Суммируя данные о падении скорости Боинга-777 рейса MH17 и перемещении его отметок на радаре, можно утверждать, что катастрофа или попадание ракеты произошло в период с 17:20:23 до 17:20:47 по времени радара на видео.
7. Скачок отметки на радаре в 17:20:49 может быть связан с направлением движения наиболее крупной части разрушающегося Боинга-777 рейса MH17. Её положение хорошо увязывается с возможным началом разрушения в 17:20:23 между посёлками Рассыпное и Пелагеевка, уходом этой крупной части влево от первоначальной траектории со средней горизонтальной скоростью около 700 км/ч. Вероятно произошло скольжение на левое крыло и переворот через него.
8. Фрагменты Боинга-777 рейса MH17 могли продолжить после точки катастрофы движение по предполагаемой траектории, что вероятно привело компьютер, обрабатывающий сигналы радара, к ложному отстраиванию от помех и фиксации в 17:20:27, 17:20:33, 17:20:37, 17:20:43 продолжение движения борта по маршруту с незначительным снижением скорости.
9. Доводы Макушева о наблюдении в месте падения Боинга-777 рейса MH17 военным самолётом несостоятельны, так как для атаки гражданского самолёта на 10 км, невысотный военный самолёт должен подняться выше 5 км и стать видимым гражданскими радарами заранее, до катастрофы и изменения траектории гражданского самолёта. А упоминаемая Макушевым вторая отметка на радаре наблюдается начиная лишь с 17:20:47. В этот момент обе отметки внезапно оказались на расстоянии около 3,5 км от предыдущей менее чем за 3 секунды (скорость более 3500 км/ч, что нереально), и на расстоянии около 2 км левее от прорисованного компьютером радара вектора скорости, что указывает на «нештатный» режим полёта гражданского самолёта к этому моменту и неспособность компьютера радара правильно обсчитать и отобразить полученные данные. Кроме того, падающие обломки Боинга-777 также не имеют средств вторичного опознавания и не отвечают на запросы, а отметки на экране радара оставляют. [ т.е. могут быть идентифицированы как вновь появившиеся военные объекты, коммент мой - В.Л.]
10. По характеру разброса обнаруженных обломков Боинга-777 рейса MH17 очевидно, что самолёт разрушился на многочисленные фрагменты разного размера ещё в воздухе. Обнаружены, в том числе, куски металлической обшивки, которые имеют значительное аэродинамическое сопротивление вместе с небольшой массой. Такие обломки вполне могли парашютировать или авторотировать с высоты 10000 метров до высоты 5000 метров несколько минут, оставляя на радаре Ростовского зонального центра несколько устойчивых отметок. Расположение видимых отметок находится только в зоне, где ранее радаром отмечалось нахождение Боинга-777 рейса MH17 и ни разу не отклоняется от этой зоны.
11. Необходимо признать, что если принимать за гипотезу нахождение в зоне падения Боинга-777 военного самолёта, «барражирующего с целью контроля за развитием ситуации», то он должен обладать следующими выдающимися характеристиками: минимальной скоростью 60-100 км/ч на высотах свыше 5000 метров, радиусом разворота не более 300 метров на тех же высотах, чтобы маневрировать в зоне 2000×600 метров, либо иметь достаточную тяговооружённость, чтобы выполнять боевые развороты в этой небольшой зоне. А также слепого пилота-идиота, который 4 минуты летает над облачным слоем, пытаясь понять – упал ли падающий самолёт, но не делает попыток приблизиться к нему на меньшую дистанцию, спустившись ниже.
12. Несмотря на имеющиеся погрешности инструментальных средств и применённых методов, полученные траектории падающих обломков Боинга-777 рейса MH17 хорошо согласуются с точками падения найденных фрагментов самолёта.

Таким образом, беспристрастный анализ даже тех данных, что были представлены на брифинге, дает отклонение рейса МН17 от оси трассы всего на 8 километров, что с учетом нормируемой ширины международного воздушного коридора 1 0-20 км делает это отклонение незначительным.

Как видно, маршрут рейса МН17 в самом деле немного отклонился к северу, но маршруты на схеме нашего Министерства обороны и на FlightRadar24 пересекаются только в одной (!) точке, до этого следуя в разных (!) коридорах, различаясь на многие десятки километров по расстоянию и десятки градусов по азимуту, сближаясь только за несколько минут до катастрофы, ну и окончательно встречаясь в месте выпадения обломков... Такое расхождение должно было смутить любого непредвзятого человека, включая и рисовавших эти схемы военных - ведь www.FlightRadar24.com всегда под рукой, и только для мобильных гаджетов (планшетов и смартфонов) у него три (!) версии - Flightradar 24 Free, Flightradar 24 Pro и FR24 Premium (всего более 6 млн. скачиваний!)... Однако наши штабисты предпочли ничем не скованный полет мысли, в порыве свободного творчества раскрашивая фломастерами свои бумажные карты...

Кстати, возникает закономерный вопрос: если допустить существование "предположительно" украинского Су-25 (4-х минутного неотождествленного объекта на высоте более 5000 метров), то в случае нахождения этого Су-25 в точке, указанном на схеме Минобороны, а малазийского Боинга - на маршруте согласно FlightRadar24 , получается, что минимальное расстояние между ними было другим, нежели было озвучено на брифинге.

Представляется, что эта крутая маршрутная загогулина на карте Минобороны возникла в головах рисовальщика схемы перед брифингом, когда ему нужно было "состыковать" другой, более южный коридор W 633, проходящий над Донецком, и точку в коридоре L980 , в которой местоположение самолета впервые было определено российскими диспетчерами, готовившимися взять Боинг на сопровождение после пересечения российско-украинской границы. Ошибочный коридор и реальные координаты существенно различались, и штабной халтурщик, не долго думая, взял в руки лекала, провел сопрягающую линию, и, померив линейкой величину получившегося горба у траектории, радостно доложил начальству "отклонился на север на 14 километров!" Хорошо еще, что у штабиста под рукой оказалась карта восточной Украины, а не Восточного Тимора или Западной Сахары...

Из всего этого следует важный вывод, который очень пригодится нам в дальнейшем, потому что многое объясняет - никто из военных офицеров Министерства обороны России, рисовавших и просматривавших эти схемы перед брифингом, как и высшие генералы, прочитавшие свои заготовленные тексты перед камерами, даже спустя несколько дней после трагедии не имеют ни малейшего представления о том, каким же международным воздушным коридором шел рейс МН17 над восточной Украиной. Они и на брифинге были уверены, что малазийский Боинг-777 шел с запада (в коридоре W 633), а не с северо-запада (коридор L980) , и пролетал над Донецком, выписывая свою "подозрительную" загогулину в небе. А ведь это люди, работавшие в нормальной обстановке в уютных московских кабинетах и обладающие (по требованию) любой необходимой для анализа информацией по организации воздушного движения. Что же тогда говорить о тех, кто 17 июля в полевых условиях, с дефицитом информации при жесточайшем лимите времени, принял решение (отдал приказ) на уничтожение малазийского Боинга?!

Записи обоих бортовых самописцев, голосового и полетных данных, остановились в 13:20:03. Никаких сообщений о непредвиденных ситуациях с борта не поступало".

Таким образом, всё развитие катастрофы было крайне скоротечным и уложилось в интервал нескольких секунд, если считать от последних переговоров диспетчера с бортом до прекращения работы "черных ящиков". Последнее сообщение от экипажа поступило в 13:19:56, фраза закончилась в 13:19:59. Диспетчер вызвал борт всего через секунду, в 13:20:00, и говорил пять секунд, но ответа уже не получил.

Итоговый вывод на основании всех изученных данных: рейс MH17 летел по штатному маршруту L980 с минимальными отклонениями от полетного плана , его никто никуда специально не заводил, не уводил с воздушной трассы и не давал никаких "команд на снижение". Рейс MH17 все время находился в разрешенной для полетов зоне и соблюдал все указания диспетчеров .

Такова цена слов наших генералов на брифинге по поводу коридоров, отклонений и прочего...

Но вернемся в ситуационный зал Министерства обороны РФ 21 июля для дальнейшего анализа прозвучавших утверждений.

Скажем сразу - при просмотре брифинга наших военных образца 2014 г. возникает стойкое чувство "де жа вю", особенно начиная с тайм-кода видео 24:36: "...по нашим расчетам, с 17:06 до 17:21 минуты московского времени 17 июля над юго-восточными районами Украины действительно пролетал американский космический аппарат. Это аппарат экспериментальной космической системы, предназначенной для обнаружения и отслеживания пусков ракет различной дальности. Если у американской стороны есть снимки с этого спутника, просили бы предоставить их мировому сообществу для детального изучения. Случайность это или нет, но время катастрофы малазийского Боинга, и время наблюдения американским спутником за украинской территорией - совпадают ".

Как здесь не вспомнить доклад начальника Генерального штаба Вооруженных сил Советского Союза маршала Николая Огаркова, тоже утверждавшего 9 сентября 1983 года, что сбитый 1 сентября над южным Сахалином южнокорейской пассажирский самолет Боинг-747 был "разведывательной провокацией США, синхронизированной по времени с пролетом американского спутника-шпиона "!

Обращает на себя внимание одна деталь - называется тип американского спутника ("аппарат экспериментальной космической системы" ) и указывается его назначение ("для обнаружения и отслеживания пусков ракет различной дальности" ), но даже несмотря на утверждение его пролета ("действительно пролетал ") не называется сам спутник, его обозначение или наименование - почему? Если мы знаем - что мешает назвать, это ведь не наш спутник, а американский? Но не все так просто - поиски ответа на эти вопросы, т.е. попытки идентификации упомянутого американского разведывательного спутника, пролетевшего (как мы увидим, здесь вполне уместно слово "якобы") над районом Донецка в момент гибели малазийского Боинга, приводят к мысли о стремлении наших военных "навести тень на плетень", попутно попытавшись получить информацию об одном из наиболее засекреченных американских спутников.

Под прозвучавшее на брифинге описание подходят только спутники американской двухкомпонентной (двухуровневой) комплексной системы раннего обнаружения пусков баллистических ракет SBIRS ( Space-Based Infrared System - инфракрасная система космического базирования) . Эта система развертывается с середины 2006 года и должна заменить старую систему DSP , обеспечивавшую функции раннего предупреждения о пусках межконтинентальных баллистических ракет начиная с 1970 г. В отличие от системы DSP , спутники которой выводились только на геостационарную орбиту (по состоянию на середину 2013 г. в составе системы DSP работало шесть спутников), т.е. "висели" над определенными точками экватора, программа SBIRS (обладающая в США наивысшим приоритетом) предусматривает создание двух эшелонов специализированных спутников - на высоких орбитах (два сегмента: на геостационарной о рбите с путники SBIRS -GEO , и на высокоэллиптических о рбитах SBIRS -НEO )и на низких орбитах (SBIRS -Low , позднее переименованы в STSS - Space Tracking and Surveillance system , Программа космического слежения и наблюдения) .

Намекая на спутники системы SBIRS , наши военные многократно лукавят. Во-первых, эта система предназначена для обнаружения пусков баллистических ракет и сопровождения их полета, что позволяет вычислить возможные точки падения боеголовок и дать целеуказание системам противоракетной обороны . Подчеркнем - для обнаружения баллистических , размерами в десятки метров и массой в десятки тонн, а не для легких зенитных ракет "земля-воздух" размерами несколько метров и массой несколько сот килограммов (о миниатюрных авиационных управляемых ракетах класса "воздух-воздух" речь вообще не идет). Дело здесь в следующем (и это второе лукавство наших генералов) - спутники SBIRS не являются разведчиками, это аппараты наблюдения, "заточеные" на узкоспециализированную задачу - обнаружение пуска больших ракет по инфракрасному (тепловому) излучению огневого факела, создаваемого мощными маршевыми ракетными двигателями тягой в многие десятки тонн, способными поднять очень тяжелую баллистическую ракету. Для этого спутники SBIRS оснащаются специальной аппаратурой, работающей в коротковолновой и расширенной средней части инфракрасного (ИК) спектра:

Сканирующим ИК-датчиком, предназначенным для засечки баллистических ракет на ранней стадии полета (в этот момент раскаленный факел ракетных ЖРД достигает длины в десятки метров, что позволяет обнаружить старт ракеты еще в атмосфере, на высотах более 5 км);

Сопровождающий ИК-датчик, предназначенный для слежения за ракетами и боеголовками вне атмосферы, на фоне холодного космоса.

Никаких фотоаппаратов или подобной аппаратуры, формирующих привычные нам снимки земной поверхности в видимом диапазоне, на борту спутников SBIRS нет, а изображения, формируемые инфракрасными датчиками, весьма специфичны. Но это не все!

Время обнаружения ракеты после ее старта является важнейшим свойством системы предупреждения о ракетных пусках - чем раньше будет засечен ее пуск, тем больше времени останется на реагирование и принятие контрмер, и тем более надежно будет ее последующее сопровождение и точнее определена ее траектория и возможная цель. Предыдущая американская система DSP способна зарегистрировать пуск ракеты через 40-50 секунд - раньше не получается, т.к. первые десятки секунд взлетающая ракета наблюдается на фоне Земли. Новая система SBIRS , имеющая в своем составе в том числе спутники на низких орбитах, с более чувствительной аппаратурой, после своего полного развертывания будет способна обнаруживать взлетающую баллистическую ракету уже через 20 секунд после старта. Подчеркнем здесь два ключевых слова - "после полного развертывания" (а штатная низкоорбитальная группировка спутников SBIRS должна насчитывать 24 космических аппарата), и слово "баллистическую " (что в любом случае никак не сопоставимо с любой ракетой, способной сбить рейс МН17).

Развертывание системы SBIRS только началось, и к лету 2014 года было запущено всего два спутника на геостационарную орбиту (SBIRS -GEO -1 и SBIRS -GEO -2 ), и только два штатных спутника на низкие орбиты (SBIRS -НЕО-1 и SBIRS -Н ЕО-2). Кроме того, в рамках программы STSS было запущено еще три спутника-демонстратора технологий STSS-ATRR (USA-205 ), STSS-Demo1 (USA-208) и STSS-Demo2 (USA-209) . Таким образом, к 17 июля 2014 г. на околоземных орбитах было всего семь спутников, несущих приборы системы SBIRS или STSS , то есть система еще далека от полного состава.

В открытых источниках утверждается, что до полного развертывания системы SBIRS функции предупреждения о пусках баллистических ракет будет продолжать выполнять система DSP , обнаруживающая пуски тяжелых ракет, как уже сказано, только через 40-50 секунд после старта, т.е. на высотах полета выше 15-20 км. Получается, что сейчас имеющиеся спутники не полностью развернутой системы SBIRS на высоте рейса МН17 вряд ли смогли бы засечь пуск не то что зенитной, но даже баллистической ракеты. Или все-таки смогли бы? Это особенно интересно с учетом того, что после полномасштабного развертывания система SBIRS должна засекать пуск уже через 20 секунд после старта, а у зенитной ракеты 9М38М1 комплекса "Бук-М1" твердотопливный двигатель, оставляющий за собой заметный в инфракрасном диапазоне факел, работает как раз 15-20 секунд. Так насколько чувствительны инфракрасные датчики спутников, охлаждаемые до криогенных температур? Это важнейший вопрос предела "зоркости" бортовой аппаратуры спутника, отчасти объясняющий фразу генерала Картаполова: "Если у американской стороны есть снимки с этого спутника, просили бы предоставить их мировому сообществу для детального изучения ". Другими словами, покажите - если ваш спутник был, то покажите - засек он пуск ракеты или нет?

Это особенно интересно с учетом того, что 19 июля 2014 г. информационное агентство Reuters привело слова представителя США в Совете Безопасности ООН Саманты Пауэр (Samantha Power) о том, что «…инфракрасные датчики геостационарного спутника системы предупреждения о ракетном нападении DSP сделали запись момента взрыва авиалайнера. На полученных данных виден след ракеты, вероятно SA-11, который позволил вычислить район пуска ракеты около российско-украинской границы, находящийся под контролем пророссийских сепаратистов ». Но доказательства сказанного в виде сделанного снимка американцы так и не представили! Так у них реально есть озвученные данные, которые они не представляют из соображений секретности, или это блеф? Нелишне будет напомнить о странном заявлении президента Украины Петра Порошенко 20 июля 2014 г.: "Мы имеем спутниковые снимки с места пуска ракеты ..."

Тогда понятно прозвучавшее на брифинге: "Если у американской стороны есть снимки..."

Видеоролик о системе ST SS "Keeping our eye on the ball ". YouTube

Презентация системы ST SS от корпорации Нортроп-Грумман. Обратите внимание - на анимации показано, как низкоорбитальные спутники в режиме контроля сканируют земную поверхность широкоугольным инфракрасным датчиком. YouTube

Видео о системе ST SS, выпущенное компанией Райтеон 19 сентября 2003 г. YouTube

Запуск спутника STSS-Demo1 (USA-208) 25 сентября 2009 г. YouTube

Кстати, а почему "Если "? Почему в выступлении Картаполова проскальзывает некая неопределенность: с одной стороны, звучит предположение "по нашим расчетам ", а с другой - утверждение "действительно пролетал "? Так пролетал или нет? Попробуем разобраться.

Все объекты (размером крупнее нескольких сантиметров) на околоземных орбитах обнаружены и занесены в каталоги. В мире существуют две системы наблюдения, формирующие два соответствующих каталога - в США и России. Только эти две страны располагают полноценными национальными системами контроля космического пространства. В США параметры орбиты (т.н. орбитальные элементы , или набор элементов орбиты) всех искусственных спутников сводятся в каталог Стратегического командования, но с одной особенностью - будучи общедоступным, этот каталог не содержит орбитальных элементов некоторых, наиболее секретных американских спутников. В России аналогичным Главным каталогом космических объектов занимается национальная система контроля за космическим пространством (СККП), входящая в состав Космических войск, в силу чего наш каталог космических объектов абсолютно секретный. Существует еще так называемая всемирная сеть наблюдателей (треккеров), объединяющая оснащенных телескопами любителей-энтузиастов со всего мира и возглавляемая известным "ловцом спутников" Тедом Молчаном. Эта всемирная сеть занимается в основном тем, что своими наблюдениями вполне успешно дополняет каталог стратегического командования США спутниками с "отсутствующими" орбитальными элементами. Так вот, возвращаясь к спутникам "экспериментальной космической системы, предназначенной для обнаружения и отслеживания пусков ракет различной дальности " SBIRS - сегодня в открытом доступе известны параметры орбит всех упомянутых спутников (геостационарные спутники опускаем, т.к. их плоскость орбиты совпадает с плоскостью земного экватора, и поэтому они никогда не пролетают над Украиной), но с одним нюансом - на момент трагедии их ". Правда, имеется информация, что комплекты аппаратуры SBIRS могут (в качестве "попутного груза") устанавливаться на другие спутники с подходящими параметрами орбиты. Таким образом, точные элементы орбиты указанных спутников неизвестны, наш каталог вообще закрыт, а сеть любителей эти данные не обновляла. Ну а о наличии комплектов разведывательной аппаратуры на других спутниках ничего толком не известно. Иначе говоря, на основании открытых данных подтвердить или опровергнуть факт пролета низкоорбитальных спутников STSS над местом трагедии невозможно . Это могут сделать только американцы, знающие реальные параметры орбит своих спутников, или российская СККП, вообще никаких данных не публикующая. А вот теперь вопрос - почему мы не назвали на брифинге этот пролетевший американский спутник системы SBIRS ? Мы не уверены точно? Ведь если мы уверены, то можно было назвать спутник, показав американцам, что параметры его орбиты - для нас "секрет Полишинеля". А вот если мы не уверены, то фраза "просили бы предоставить снимки с этого спутника " является не чем иным, как призывом к американцам добровольно рассекретить его орбитальные элементы.

Представляется, что параметры орбиты всех американских спутников системы SBIRS все же известны нашей СККП - отсюда следует, что маршал Огарков 31 год был честнее генерал-лейтенанта Картаполова... Хотя... возможно и другое объяснение - ни один из спутников SBIRS в самом деле не пролетал над Украиной во время трагедии рейса МН17, и нам это известно, но мы публично заявляем обратное, потому что уверены - американцы все равно будут молчать, так как любая точная информация по текущей орбите этих спутников у них секретна.

25 июля 2014 г. американцы словами официального представителя госдепартамента США Мари Харф (на брифинге для иностранных журналистов в Вашингтоне) ответили Андрею Картаполову следующим образом: «Мы уже распространили свою оценку, мы огласили столько информации, сколько на данный момент возможно. Все, что мы смогли рассекретить и что лежит в основе данной оценки. И продолжаем работать над тем, чтобы огласить еще больше. <…> Мы распространили фотографию, запечатлевшую траекторию этой ракеты. Она основана на секретной информации, и мы не можем объяснить, откуда нам это известно. <…> Мы знаем, кто много месяцев поддерживает сепаратистов. Мы знаем, что без прямой поддержки российского правительства эти сепаратисты вообще не могли бы находиться на востоке Украины и заниматься тем, чем они занимаются. <…> Россия действительно распространила карту с указанием предполагаемых мест расположения батарей SA-11 в пределах досягаемости от места катастрофы – мы убеждены, что эта информация неверна. У нас есть информация о том, что ближайшая украинская батарея SA-11 находится далеко за пределами радиуса действия относительно как места запуска ракеты, так и места падения самолета, т.е. в пределах этого радиуса украинских SA-11 просто не было. Это наша собственная информация. У нас глаза наведены на этот район ».

Из этого выступления М.Харф следуют, по крайней мере, два вывода. Во-первых, США действительно не представляют всю имеющуюся у них информацию из-за ее секретности, или делают вид, что это так. Ну и, во-вторых – они опровергают представленные на брифинге данные о расположении украинских зенитных ракетных комплексов «Бук». А значит, исходя из соображения, что подобное официальное заявление представителя госдепа США не может быть совсем беспочвенным, мы, оставаясь объективными, должны подвергать сомнению как заявление госдепа США, так и информацию наших военных относительно "трех-четырех украинских дивизионов ЗРК".

И здесь как представленные нашим Минобороны на своем брифинге спутниковые снимки, так и отсутствующие снимки с американских спутников, уже ничего не доказывают и ничего не опровергают: наши фотографии могут быть подделкой (сделаны в существенно другое время), а отсутствующие американские – реально существовать, но лежать в секретных архивах. Добавим, что и по нашим снимкам возможны вопросы - они могли быть сделаны как разведывательным спутником с орбиты, так и беспилотным летательным аппаратом с небольшой высоты. Каких-то особых "неопровержимых" подтверждений их "космического" происхождения на брифинге не представлено. Например, на всех пяти (второй и третий снимок из шести являются двумя фрагментами одного снимка) спутниковых фотографиях, продемонстрированных на брифинге, имеется датировка с точностью до минуты:

№1: 14.07.2014 11:31 - район Луганска;

№2: 14.07.2014 11:40 - район Донецка;

№3: 14.07.2014 11:40 - район Донецка

№4: 17.07.2014 11:32 - район Донецка

№5: 17.07.2014 11:32 - район Шахтерска (что интересно - на снимке отличная солнечная погода...)

№6: 18.07.2014 11:39 - район Шахтерска

Какое указано время - точно не известно. Это может быть летнее московское время, но вероятнее всего - декретное московское время (ДМВ), так как управление всеми российскими космическими аппаратами ведется по ДМВ. Тогда пролеты 14 июля в 11:41 ДМВ и 18 июля в 11:39 ДМВ на угловой высоте 78° и 80° соответственно выполнены российским разведывательным спутником "Космос-2486" ("Персона" №2Л, 39177U ), т.е. им сделаны снимки №2, №3 и №6, а оставшиеся два снимка сделаны спутником "Ресурс-П" №1 (14.07.2014 11:31, высота над горизонтом 59° , и 17.07.2014 11:32 с высотой 5 7° ) . С одной стороны, баллистика подтверждает подлинность снимков. Но с другой - скептики всегда могут возразить, что датировка наносилась при последующей обработке снимков (а она несомненна) и не обязательно соответствует реальной, свидетельствуя лишь о том, что с подготовкой снимков к брифингу работали более профессионально, чем со схемой воздушной обстановки. Таким образом, освещение брифинга в условиях информационной войны - это во многом вопрос веры, а не доказательств...

До сих пор слова А.Картаполова "над юго-восточными районами Украины действительно пролетал " мы воспринимали буквально. Но справедливости ради нужно ответить на вопрос - а были спутники, которые не пролетали над районом трагедии, но все равно могли его увидеть из космоса? Конечно! Этот район могли видеть спутники SBIRS -GEO1 (точка "стояния" над экватором 94° в.д.) и SBIRS -GEO2 (2 1° в.д.) - в их поле зрения попадала значительная часть Восточного полушария, включая и Украину. Кроме того, в момент гибели Боинга-777 высокоэллиптический спутник SBIRS -НЕО-1 (USA-184 ) находился в апогее своей траектории на высоте около 39000 км, и, будучи над Северным морем, "видел" место событий. Можно также предположить, что в Восточном полушарии сейчас не там много активных военных действий, и события на востоке Украины должны были иметь для спутников не самый последний приоритет.

Посмотрим еще шире - а можно было увидеть из космоса район трагедии в указанный отрезок времени с каких-либо других американских низкоорбитальных разведывательных спутников, способных сфотографировать земную поверхность? Ответ положительный - район Донецка был виден с орбиты одного из американских спутников видовой (оптико-электронной) разведки USA-161 типа КН-11 . Сильный оптический телескоп этого спутника смотрит вниз (в надир), снимая подспутниковые районы вдоль трассы пролета, и может отклоняться в стороны (вправо и влево) на небольшие углы. Но в этот раз условия съемки были крайне неблагоприятны - если смотреть на спутник USA-161 из Донецка (точнее, из района Зарощенское, из точки с географическими координатами 47,5900° с.ш., 38,2705° в.д.), то в самый благоприятный момент он едва поднялся над горизонтом (угол места, т.е. угол возвышения над плоскостью горизонта, не превышал 13° в 17:20:39). Если бы в этот момент USA-161 вздумал снять район Донецка, то у него бы все равно ничего не вышло - во-первых, при таком угле места интересующий район земной поверхности был бы виден почти с ребра, а во вторых - какие-либо детали были бы неразличимы, так как снимать пришлось бы сквозь поглощающую толщу земной атмосферы, тоже просматриваемую почти с ребра. Чтобы было понятно - в полдень мы не можем смотреть на Солнце без риска ослепнуть, а на закате или восходе, когда солнечный свет ослабляется всей толщей атмосферы вдоль горизонта - без проблем (при этом поглощение солнечного света настолько велико, что видимый диск Солнца по мере приближения к горизонту меняет свой цвет на красный). С учетом сказанного в указанный период времени спутник КН-11 гарантированно не мог снимать район Донецка. Замечу, что если бы стояла задача синхронизировать пролет спутника USA-161 с каким-нибудь гражданским самолетом над восточной Украиной, то это гораздо удобнее было сделать на предыдущем витке спутника - в 15:49:21 он поднимался над местом катастрофы на угол 35° , а это уже что-то (хотя и с серьезным разворотом по крену)...

Но и это еще не конец истории про американский спутник. Дело в том, что если разбираться со спутниками еще глубже, то для России эта тема является "палкой о двух концах". Предположим, кто-то из трех сторон конфликта в восточной Украине (киевская власть, сепаратисты на юго-востоке и Россия) действительно захотели синхронизировать некое событие в воздушном пространстве, связанное с определенным рейсом гражданского авиалайнера, с пролетом какого-нибудь американского спутника над ним. Для этого нужно четко знать две вещи - время пролета выбранного самолета над определенным районом и возможного спутника над ним. А дальше все просто. Время пролета рейса МН17 (по расписанию полетов и их поддержке собственными диспетчерскими службами) знали только Украина (вела самолет) и Россия (готовилась взять его на сопровождение через несколько минут) как субъекты международного права, отвечающие за безопасность полетов над своими территориями. Сепаратисты здесь вообще никаким боком. А вот со спутником ситуация другая. Как уже сказано, сегодня в мире только две страны имеют полноценные системы контроля космического пространства, ведущие каталоги всех объектов на околоземных орбитах - это США и Россия. У Украины такой службы нет. Поэтому если мы говорим о синхронизации пролета самолета и спутника, то России это было сделать гораздо сподручнее, чем Украине - Украине для этого пришлось было запрашивать у США секретную информацию, связанную с национальной безопасностью самих США, а у России все всегда под рукой.

Ладно, предположим, что Украина смогла синхронизировать рейс МН17 с пролетом американского спутника, использую информационную поддержку США. Украина не ближайший союзник США, и даже не член НАТО, с которым можно затевать совместные щекотливые операции, но - допустим. Пусть все это будет совместной украинско-американской провокацией с некими целями, при этом Украина сбивает гражданский лайнер, а Америка своим спутником за этим наблюдает. При всей дикости этой версии поставим себя на место американцев, которые решили использовать свой спутник для наблюдения за уничтожением самолета в атмосфере. Но тогда для этой роли наиболее эффективно использовать спутник радиоэлектронной разведки, который сможет зафиксировать работу различных РЛС (Украины, России и сепаратистов), их частоты и координаты, перехватить переговоры наземных гражданских служб и частей ВВС и ПВО, вскрыть систему систему управления войсками через перехват радиообмена и контроля прохождение команд, ну и т.д. Именно поэтому главным аргументом в пользу версии о том, что 1 сентября 1983 г. южнокорейский Боинг-747 выполнял разведывательные функции, был факт нескольких прохождений над ним американского спутника радиотехнической разведки Феррет-Д (кстати, это может служить объяснением того, почему японский диспетчер не сообщил экипажу Боинга-747, что он находится "не там, где следует" - уж больно эффективно самолет вскрывал для японской разведки советскую систему ПВО на Дальнем Востоке).

Проходил ли в интересующее нас время над районом Донецка какой-нибудь американский спутник радиоэлектронной разведки? Да! Казалось бы, здесь попадание "в яблочко" - в момент трагедии пара спутников NOSS 3-2 шла курсом Каир - Батуми - Волгоград, и зона их радиовидимости была с 13:17 до 13:30 UTS (по Гринвичу), т.е. эти космические аппараты имели возможность контролировать работу наземных РЛС в течение трех минут до и еще примерно 10 минут после гибели самолета. Но!... Главной особенностью спутников системы военного наблюдения за океанами (Naval Ocean Surveillance System , NOSS ) является то, что они запускаются и работают парами (последнее третье поколение) или тройками (первые два поколения), двигаясь по орбите рядом друг с другом, четко координируя расстояние между собой. Пара спутников NOSS 3-2 (USA-173 ) А и С (2003-054А и 2003-054С) была запущена 2 декабря 2003 г. одной ракетой-носителем Atlas IIAS и активно работала последующие годы, но на момент 17 июля 2014 г. эта пара уже распалась (спутники А и С разошлись), что свидетельствует о неработоспособности NOSS 3-2. Мог ли видеть что-либо этот спутник 17 июля 2014 года - вопрос остается открытым...

Следующими по эффективности в данной ситуации являются спутники видовой разведки, формирующие изображение местности вдоль трассы полета. Это могут быть спутники радиолокационной разведки, которые с помощью бортовой радиолокационной аппаратуры с синтезированной апертурой могут получать высокодетальные снимки земной поверхности вне зависимости от погодных условий и времени суток (радиоизлучению не нужно солнечное освещение и не мешает облачность). На крайний случай можно использовать и спутники фото- или оптико-электронной разведки, снимающие земную поверхность как в видимом диапазоне, так и в инфракрасном диапазоне электромагнитного спектра (как уже упоминавшийся USA-161 ) - они могут получить наиболее детальные снимки земной поверхности, но если повезет - их эффективность существенно зависит от времени суток и облачности.

А вот использовать для наблюдения за уничтожением самолета зенитной ракетой или другим самолетом-перехватчиком на высоте 10 километров спутник системы обнаружения стартов баллистических ракет просто бесполезно - в такой "синхронизации" нет никакого практического смысла, спутник по определению ничего не обнаружит. Это само по себе говорит о том, что никакой специальной синхронизации прохождения рейса МН17 над восточной Украиной 17 июля с пролетом американского спутника системы SBIRS не было. И поэтому реплика генерал-лейтенанта А.Картаполова "...время катастрофы малазийского Боинга, и время наблюдения американским спутником за украинской территорией - совпадают " была рассчитана на обывателя, не более (в скобках заметим, что все версии, прозвучавшие на брифинге, "работают" только при условии полного идиотизма Украины и Америки).

Вот такая занятная история с этим американским спутником...

Но продолжу. В конце брифинга начальником Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенантом Андреем Картаполовым, от лица Министерства обороны Российской Федерации, было сказано (тайм-код видео брифинга с 26:27) следующее: "В заключение хотел бы отметить, что представленная нами информация основывается на объективных и достоверных данных различных российских технических средств, в отличие от беспочвенных обвинений в наш адрес. Примером этому служит показ в СМИ перемещение пусковой установки "Бук-М1" на трейлере, якобы осуществляемом с украинской на российскую территорию. Налицо явная подтасовка материалов. Снимки производились в городе Красноармейске, что подтверждается находящимся рядом с дорогой баннером, на котором указан адрес автосалона на улице Днепропетровская, 34. Но сам Красноармейск с 11 мая находится под контролем украинской армии. В этой связи у нас есть ряд вопросов - что это за пусковая установка, куда ее перевозили, где она находится сейчас, почему она заряжена неполным боекомплектом ракет, и когда последний раз с нее проводился пуск".

Здесь приходится с сожалением констатировать, что если до этого момента все ляпы брифинга еще можно было списать на спешку в его подготовке и некомпетентность задействованных в этой "спец.операции" военных, то с упоминания видео перемещения СОУ "Бук" на трейлере и далее, после слов генерал-лейтенанта Андрея Картаполова "...представленная нами информация основывается на объективных и достоверных данных", - вспоминается незабвенное из блестящего остросатирического романа-фельетона И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" : "Остапа понесло! "

Сценаристы брифинга руководствовались правилом, сформулированным писателем Юлианом Семеновым в своем знаменитом романе "Семнадцать мгновений весны": "Запоминается последняя фраза. Важно - как войти в нужный разговор, но еще важнее - искусство выхода из разговора ".

Поэтому весь брифинг, все сказанное и показанное на нем до сих пор было лишь прелюдией, подводкой к самому главному тезису - Украине нельзя верить, она сама наверняка виновата, и значит все ее обвинения в адрес России в перемещении российской самоходной огневой установки ЗРК "Бук" на украинскую территорию, контролируемую сепаратистами, с последующим уничтожением ею пассажирского лайнера и поспешным возвратом этой СОУ назад в Россию - неумело сфабрикованная ложь украинских спецслужб. Но, пытаясь в заключительной части своего выступления опровергнуть это обвинение, Картаполов настолько, мягко говоря, не прав, что эта его...... в век интернета и глобальных социальных сетей вскрывается, как говорится, "на раз". И гробит всю затею с брифингом...

Судите сами - неудобное для России видео появилось в

Пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля 2014 года на востоке Украины. На борту лайнера находились 298 человек (в том числе 15 членов экипажа), среди них — 85 детей. Погибли граждане 10 стран, в том числе 43 подданных Малайзии. Большинство погибших — 193 человека — .

Самолет, следуя установленным международным транзитным коридором, миновал Донецк, в 17.20 мск на высоте 10 тысяч метров стал резко терять скорость и с экранов радаров в 17.23 мск. Обломки лайнера были обнаружены близ города Торез Донецкой области, на территории, контролируемой ополчением самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР).

Вечером 17 июля президент Украины Петр Порошенко , советник главы МВД Украины Антон Геращенко объявил, что самолет (ЗРК) "Бук". Киев обвинил в крушении лайнера ополченцев, которых, по мнению Запада, поддерживает Россия. Ополченцы заявили, что не располагают средствами, которые .

В декабре 2014 года в состав международной уголовной следственной группы по причинам крушения Boeing МН17 включили Малайзию. До этого они .

К концу апреля 2015 года международная миссия экспертов завершила работы , а в начале июля черновая версия окончательного отчета о причинах крушения малайзийского самолета была разослана странам-участницам расследования. С точки зрения Росавиации, в документе "больше вопросов, чем ответов". В российском ведомстве сообщили, что к аргументации и техническим сведениям и выразили надежду на то, что дополнения и комментарии РФ найдут отражение в финальной версии отчета.

29 июля Совет Безопасности ООН рассмотрел инициативу ряда стран об учреждении международного трибунала по катастрофе лайнера на Украине. Россия заблокировала проект резолюции. Как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, крушение лайнера — результат уголовного преступления, а не угроза международному миру и безопасности, что предполагал проект резолюции. По словам министра, СБ ООН в ситуации с крушением лайнеров никогда , а сама идея его создания призвана обеспечить виновность тех, кого считает ответственными Вашингтон.

После того, как проект резолюции о создании международного трибунала не был принят СБ ООН, малайзиийский премьер-министр Наджиб Разак заявил, что Малайзия по катастрофе с Boeing на востоке Украины через различные законные варианты.

В середине сентября 2015 года генпрокуратуре ДНР были переданы 2,5 тысячи фрагментов малайзийского Boeing, которые были найдены местными жителями. Она обратилась к генпрокурору Нидерландов с просьбой забрать собранные в Донбассе обломки.

28 сентября голландские эксперты совместно с миссией ОБСЕ побывали в населенном пункте Грабово Донецкой области. Они , а также обследовали территорию.

Совет безопасности Нидерландов 13 октября 2015 года представил итоги расследования авиакатастрофы. В докладе отмечалось, что крушение авиалайнера у левого борта боевой части типа 9Н314М, установленной на ракете серии 9М38, пущенной из системы "Бук". Однако документ не приводит данных о том, с какой территории было сбито воздушное судно и кто виноват. Председатель Совета безопасности Нидерландов , что для установления точного места пуска ракеты по малайзийскому лайнеру потребуется дополнительное расследование.

Российский концерн "Алмаз-Антей" (производитель зенитного ракетного комплекса "Бук"), в свою очередь, авиакатастрофы MH17. В соответствии с его данными, Boeing был сбит ракетой 9M38 комплекса "Бук", запущенной из района населенного пункта Зарощенское, . Именно этот район Минобороны РФ упоминало .

В январе 2016 года после изучения российскими экспертами Нидерландов замглавы Росавиации Олег Сторчевой направил в Совет безопасности Нидерландов письмо, в котором указал, что исследования и натурные эксперименты, проведенные российскими специалистами, говорят о недостоверности выводов голландской стороны.

В июне 2016 года совместная международная группа следователей, занимающаяся расследованием крушения малайзийского лайнера на Украине, в котором признала трудности, связанные с отсутствием опыта расследования катастроф такого масштаба и знания специальных терминов.

Летом 2016 года Следственный комитет РФ совместно с Национальной прокуратурой Нидерландов в рамках расследования крушения запросил компетентные российские ведомства, включая концерн "Алмаз-Антей", предоставить материалы, которые могли бы способствовать ходу расследования. В частности, Голландия запрашивала и необработанные первичные радиолокационные изображения украинского воздушного пространства региона Луганск-Донецк за период, когда произошло крушение лайнера.

Концерну "Алмаз-Антей" удалось получить с одного из своих заводов — Лианозовского электромеханического завода — с головных процессоров ростовского трассового радиолокатора. Он предоставил эти материалы компетентным органам РФ для изучения .

26 сентября 2016 года глава радиотехнических войск российских ВКС генерал-майор Андрей Кобан заявил, что анализ первичной радиолокационной информации опровергает утверждение украинской стороны и выводы технического голландского следствия о том, что пуск ракеты, сбившей малайзийский Boeing, мог быть осуществлен из восточных районов Донбасса, . По его словам, технические возможности российских средств объективного контроля не позволяют сделать вывод о том, был ли произведен пуск ракеты с территорий, находящихся южнее или западнее точки катастрофы. Кобан отметил, что прояснить ситуацию с пуском ракеты с территорий, подконтрольных украинским силовикам, могли бы космические снимки, "о существовании которых заявляли американские и украинские стороны, но их никто не видел".

28 сентября международная следственная группа представила предварительный доклад по расследованию катастрофы MH17 под Донецком. В нем утверждалось, что Boeing был сбит из района населенного пункта Первомайское, к югу от населенного пункта Снежное, которые в день трагедии находились под контролем ополченцев. Из доклада также следует, что сбивший лайнер зенитно-ракетный комплекс "Бук", якобы прибывший из России на территорию Украины, вернулся в РФ утром .

В концерне "Алмаз-Антей" заявили, что провели уже три эксперимента, которые подтверждают версию о пуске ракеты с другого места — из района населенного пункта Зарощенское, находящегося под контролем украинской армии. В российском МИД выразили разочарование ситуацией вокруг расследования крушения MH17 и , что выводы группы подтверждают предвзятость следствия.

В октябре 2016 года Россия передала Нидерландам данные РЛС по малайзийскому Boeing в максимально подробном виде, необработанными, что говорит об их подлинности. В конце января 2017 года СМИ сообщили, что прокуратура Нидерландов не может расшифровать данные с радаров, переданные Россией, и голландские следователи направили в Москву . Российская сторона заявила, что готова в любой момент предоставить международным следователям помощь специалистов-разработчиков, которые и что за помощью к РФ по расшифровке данных за это время никто .

В России не раз заявляли, что Голландия пытается затянуть расследование и что следствие , предоставленные российской стороной.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), на востоке Украины. На борту лайнера находились 298 человек (в том числе 15 членов экипажа), среди них – 85 детей. Погибли граждане 10 стран, в том числе 43 подданных Малайзии. Большинство погибших – 193 человека – были гражданами Нидерландов.

Самолет, следуя установленным международным транзитным коридором, миновал Донецк, а далее на север на 14 километров и начал маневр по возврату в пределы установленного воздушного коридора. Закончить начатый маневр экипаж не успел, в 17.20 мск на высоте 10 тысяч метров самолет стал резко терять скорость и исчез с экранов радаров в 17.23 мск. Обломки лайнера были в районе населенного пункта Грабово близ города Торез Донецкой области, на территории, контролируемой ополчением самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР).

Вечером 17 июля президент Украины Петр Порошенко происшедшее "терактом", советник главы МВД Украины Антон Геращенко объявил, что самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук". Киев в крушении лайнера ополченцев, которых, по мнению Запада, поддерживает Россия. Ополченцы заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте.

В середине сентября 2015 года генпрокуратуре самопровозглашенной ДНР разбившегося малайзийского самолета, которые нашли местные жители. Она обратилась к генпрокурору Нидерландов с просьбой забрать собранные в Донбассе обломки. 28 сентября голландские эксперты совместно с миссией ОБСЕ побывали в населенном пункте Грабово Донецкой области. Они пообщались с местными властями, а также обследовали территорию.

Совет безопасности Нидерландов 13 октября 2015 года авиакатастрофы. В докладе отмечалось, что крушение авиалайнера было вызвано взрывом у левого борта боевой части типа 9Н314М, установленной на ракете серии 9М38, пущенной из системы "Бук". Однако документ о том, с какой территории было сбито воздушное судно и кто виноват. Председатель Совета безопасности Нидерландов сообщил, что для установления точного места пуска ракеты по малайзийскому лайнеру потребуется дополнительное расследование.

Российский концерн "Алмаз-Антей" (производитель зенитного ракетного комплекса "Бук"), в свою очередь, доклад о своем исследовании авиакатастрофы MH17. В соответствии с его данными, Boeing , запущенной из района населенного пункта Зарощенское, который контролировали украинские силовики. Именно этот район Минобороны РФ упоминало спустя несколько дней после трагедии.

В январе 2016 года после изучения российскими экспертами итогового отчета Нидерландов замглавы Росавиации Олег Сторчевой в Совет безопасности Нидерландов письмо, в котором указал, что исследования и натурные эксперименты, проведенные российскими специалистами, говорят о недостоверности выводов голландской стороны.

В июне 2016 года совместная международная группа следователей, занимающаяся расследованием крушения малайзийского лайнера на Украине, в котором признала трудности, связанные с отсутствием опыта расследования катастроф такого масштаба и знания специальных терминов.

Летом 2016 года Следственный комитет РФ совместно с Национальной прокуратурой Нидерландов в рамках расследования крушения запросил компетентные российские ведомства, включая концерн "Алмаз-Антей", предоставить материалы, которые могли бы способствовать ходу расследования. В частности, Голландия запрашивала и необработанные первичные радиолокационные изображения украинского воздушного пространства региона Луганск-Донецк за период, когда произошло крушение лайнера.

В июле 2017 года члены международной следственной группы , что суд по делу о крушении малайзийского Boeing пройдет в Нидерландах. В том же месяце Украина подписала с Нидерландами соглашение о международно-правовом сотрудничестве, которое дает право голландской стороне провести суд по делу о крушении самолета. Подписанный документ предусматривает, что у Нидерландов есть компетенция преследовать лица за преступления, связанные с крушением малайзийского Boeing, а также

17 июля 2014 года, пять лет назад, на востоке Донецкой области произошла авиационная катастрофа. Самолет Boeing 777-200ER малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines следовал по маршруту «Амстердам – Куала-Лумпур». Через 2 часа и 49 минут после взлета самолет был сбит ракетой, выпущенной из ЗРК «Бук». В результате авиакатастрофы погибли все 298 человек, находившиеся на борту: 283 пассажира и 15 членов экипажа. До сих пор не установлено, кто все же сбил малайзийский авиалайнер.

Самолет, экипаж и пассажиры

Boeing 777-200ER был выпущен на заводе компании «Boeing» в Эверетте (Вашингтон, США) в 1997 году. 29 июля того же года он был передан малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines. Поэтому экипаж воздушного судна был представлен гражданами Малайзии.

Ко времени катастрофы самолет летал уже семнадцать лет, совершил 11 434 цикла «взлет – посадка», было налетано 75 322 часа. Техническую проверку лайнер последний раз проходил 11 июля 2014 года, но никаких проблем в работе самолета она не выявила.

16 июля 2014 года самолет выполнил ежедневный рейс MH16 Куала-Лумпур - Амстердам, прибыв в аэропорт Амстердама Схипхол в 04:23. В 10:14 самолет начал обратный рейс MH17 Амстердам - Куала-Лумпур и в 10:31 взлетел с взлетно-посадочной полосы аэропорта Схипхол. Лететь предстояло, в том числе, и над территорией Украины, где к этому времени уже вовсю шла гражданская война на Донбассе.

Всего экипаж самолета насчитывал 15 человек. Командиром основного экипажа воздушного судна был 44-летний Юджин Чо Чжин Леонг, вторым пилотом – 26-летний Мухамад Фирдаус Абдул Рахим. Сменным экипажем командовал 49-летний Ван Амран Ван Хассин, вторым пилотом был 29-летний Ахмад Хакими Ханапи. Все они были опытными летчиками с многими тысячами налетанных часов. Кроме того, на самолете находились 11 бортпроводников – 3 стюарда и 8 стюардесс – все они также были гражданами Малайзии.

Этим злополучным рейсом на «Боинге» летели 283 пассажира. Большинство пассажиров были гражданами Нидерландов, так как самолет вылетел из Амстердама. Кроме голландцев, на «Боинге» летели граждане Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады, Румынии и Новой Зеландии.

Трагедия в небе над Донбассом

В 13:20 UTC самолет, пролетавший к тому времени над восточной частью Донбасса, был сбит ракетой. Ее боевая часть взорвалась слева от самолета, в районе кабины пилотов, после чего самолет начал распадаться в воздухе. Кабина пилотов и половина салона бизнес-класса практически сразу оторвались и упали на землю, а оставшаяся часть самолета некоторое время находилась в воздухе, пролетев еще 8,5 километров на восток. С момента поражения и до падения на землю последних частей самолета прошло всего около полутора минут.

Самолет, точнее его обломки, упал в районе села Грабово в окрестностях города Торез Донецкой области. Обломки оказались разбросанными на территории общей площадью более 15 километров квадратных. Все люди, находившиеся на борту самолета, погибли.

По количеству погибших катастрофа в Донецкой области стала крупнейшей после событий 11 сентября 2001 года. Также она вошла в десятку крупнейших авиационных катастроф за всю воздухоплавания.

Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Украины получило информацию о пропаже с экранов радаров самолета Boeing 777-200 с регистрационным номером 9M-MRD утром 18 июля 2014 года. Уведомления о произошедшем были направлены Малайзии как стране регистрации и эксплуатации «Боинга», Соединенным Штатам Америки как стране – разработчику, а также Нидерландам и Австралии, граждане которых погибли в результате авиакатастрофы.

На земле начались поисковые работы. Поскольку самолет рухнул в зоне, находящейся под контролем донецких ополченцев, руководство Донецкой Народной Республики допустило украинских специалистов для участия в поисковой операции.

21 июля 2014 г. поезд с телами 282 погибших отправился с железнодорожного вокзала Тореза в Харьков. Процедуру опознания тел погибших было решено провести уже в Нидерландах. Еще 16 тел находились под обломками фюзеляжа и извлекли их лишь после того, как была завершена вся поисковая операция. Нидерланды взяли на себя ведущую роль в расследовании всех обстоятельств произошедшей трагедии. Бортовые самописцы были переданы представителями ДНР властям Малайзии, а те, в свою очередь, передали их Нидерландам.

Лайнер сбили ракетой

Расследование всех обстоятельств катастрофы заняло более года. Первоначально выдвигались разные версии произошедшего, однако в конечном итоге был сделан окончательный вывод – самолет сбили ракетой класса «земля-воздух». 13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов (DSB) представил окончательную версию отчета расследования обстоятельств катастрофы. Анализ обломков самолета и осколков, извлеченных из тел пассажиров и членов экипажа лайнера, показал, что самолет был сбит ракетой с боеголовкой 9Н314М. Такими боеголовками оснащаются ЗУР 9М38 и 9М38М1. Эти ракеты применяются в составе зенитно-ракетных комплексов «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2».

Во второй части отчета делался вывод, что украинские службы, отвечавшие за организацию воздушного движения, в должной степени не учли все риски, которые могли сопутствовать пролету гражданского самолета над зоной ведения боевых действий на Донбассе.

Результаты расследования вызвали негативную реакцию как на Украине, так и в России. Президент Украины Петр Порошенко поспешил опровергнуть обвинения в адрес украинских воздушных служб, подчеркнув, что они и так закрыли воздушное пространство до высоты 9725 метров и не предполагали, что и выше данной отметки также летать опасно.

В Российской Федерации результаты нидерландского расследования сочли предвзятыми и тенденциозными. Была опубликована информация, что пуск ракеты был произведен с территории, находившейся в тот момент под контролем не ополченцев ДНР, а Вооруженных сил Украины. Заместитель главы Росавиации Олег Сторчевой, выступая 14 октября 2015 года на пресс-конференции, назвал отчет нидерландской стороны сфабрикованным, выполненным в «технике подгонки фактов под заранее определенные выводы».

14 января 2016 года им было направлено письмо в Совет по безопасности Нидерландов с критикой отчета, однако нидерландские власти ответили, что в данном письме не содержится какой-либо новой или ценной информации. Между тем, практически с самого начала расследования не могло не вызвать подозрений то обстоятельство, что Малайзию допустили к результатам расследования лишь через несколько месяцев. Но ведь Малайзия была страной регистрации и эксплуатации потерпевшего крушение самолета, да и экипаж, и значительная часть пассажиров были гражданами этой страны.

В свою очередь США и страны Евросоюза полностью поддержали доклад Нидерландов, поскольку он прекрасно вписывался в их парадигму отношения к России как к стране, якобы развязавшей войну на Донбассе и представляющей угрозу и Украине, и миру в целом.

МИД Нидерландов и МИД Австралии официально возложили вину за катастрофу на Россию. Сформированная после катастрофы международная Объединенная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), включившая в себя представителей Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины (лишь осенью 2014 года в нее была допущена Малайзия) заявила, что лайнер был сбит ракетой, которая принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ, дислоцирующейся в Курской области. Но реальных доказательств этому предоставлено, разумеется, не было.

Что касается Украины, то ее президент Петр Порошенко практически сразу же после катастрофы обвинил в причастности к ней ополченцев Донбасса и спецслужбы России. Служба безопасности Украины возбудила в связи с происшествием уголовное дело по статье 258 УК Украины (террористический акт). Естественно, что Запад сразу же воспользовался катастрофой на Донбассе, чтобы ввести против Российской Федерации дополнительные экономические санкции.

В свою очередь, Александр Бородай, занимавший тогда пост председателя правительства ДНР, заявил, что ополченцы не имеют на вооружении таких зенитно-ракетных комплексов, с которых можно было бы сбить столь высоко летящий самолет.

Представитель МО РФ генерал-майор Игорь Конашенков рассказал, что ракета, которая попала в лайнер, действительно была сделана на территории современной России, но еще в советское время, а после распада СССР ракета оказалась на территории Украины. Российские зенитные ракетные комплексы «Бук-М1-2», по словам представителя Министерства обороны, границу между Российской Федерацией и Украиной не пересекали.

Пять лет спустя. Запад продолжает обвинять Россию, Малайзия сомневается

В июне 2019 года стало известно, что украинская сторона назначила и «подозреваемых» в организации ракетного удара по лайнеру. Это Игорь Гиркин (Стрелков), занимавший в то время пост министра обороны Донецкой республики, Сергей Дубинский, возглавлявший разведку ДНР, командир разведывательного подразделения ГРУ ДНР Леонид Харченко и подполковник запаса российской армии Олег Пулатов.

Все перечисленные, кроме Харченко, являются гражданами Российской Федерации. Вместе с тем появилась информация и о том, что украинские власти не будут требовать экстрадиции перечисленных граждан, а это обстоятельство уже само по себе вызывает большие вопросы. На самом деле Киеву совершенно невыгоден публичный суд над теми, кого на Украине «назначили» виновниками трагедии. Ведь любое судебное разбирательство может пролить свет на подлинные причины крушения лайнера. Не зря нидерландские власти до сих пор не соглашаются обнародовать результаты расследования катастрофы.

Очень интересна в этом контексте позиция малайзийского руководства. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад (на фото) в июне 2019 года заявил, что Малайзия очень разочарована попытками западных стран возложить всю вину за произошедшее на Российскую Федерацию и использовать катастрофу в политических целях.

По словам премьер-министра Малайзии, вплоть до настоящего времени мир располагает лишь «слухами» относительно мнимой причастности России к этому трагическому событию. Что касается доказательств, то их Запад не предоставляет, а вот обвинения в адрес Москвы посыпались еще до начала расследования всех обстоятельств катастрофы.

Они обвиняют Россию, но где доказательства? Мы знаем, что ракета, которая сбила самолет, была российского типа, но она также могла быть сделана на Украине. Похоже, идея концентрировалась на том, чтобы попытаться возложить вину на русских,


- заявил премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад.

Эти слова главы правительства той страны, которая и владела сбитым «Боингом», и более всех остальных стран заинтересована в объективном расследовании произошедшего, очень показательны, как и то, что Малайзию до сих пор не допускают к данным расшифровки «черных ящиков» самолета.

Западу выгодно выставить Россию непосредственным виновником катастрофы и ради этого в Амстердаме, Брюсселе, Вашингтоне, Лондоне готовы пойти на что угодно, в том числе и на откровенную фальсификацию доказательств, и на замалчивание фактов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то