Чёрный Яр. Село черный яр Черный яр история

 

Координаты: N48 4.35 E46 6.972.

Село Черный Яр расположено на правом берегу Нижней Волги, на севере Астраханской области . Дата основания – 1627 год, именно тогда была заложена крепость «Черный Острог», которую позднее из-за обвала берега в 1634 году перенесли и переименовали в Черноярскую крепость.

В 1670 году в Черном Яре произошла историческая встреча войск Степана Разина с астраханскими стрельцами, перешедшими на сторону восставших. Здесь же, недалеко от сел Черный Яр и Солодники произошло последнее сражение восставших с правительственными войсками во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва. В 1741 г. город Черный Яр весь сгорел, но вновь отстроился, и был обнесен палисадом. В начале 19 века от интенсивного подмыва берега часть строений Черного Яра обрушилась, и жителям пришлось селиться дальше от берега.

В 1870 году в Черном Яру снова случился большой пожар, когда выгорела центральная часть города. После пожара стало возводиться много зданий из кирпича. Из кирпича строились особняки, магазины, лавки, хлебопекарня, чайная, пожарная каланча.

В 1883 г., направляясь из Сибири на поселение в Астрахань, в Чёрном Яре останавливался Н. Г. Чернышевский.

Поселение продолжало развиваться и вскоре получило статус города, однако в 1925 Черный Яр был лишен этого статуса и превращен в село.

Поклонникам народной артистки России Надежды Бабкиной известно, что она родилась именно в селе Черный Яр.

Здесь находится Петропавловская церковь, построенная в 1741-1750 годах. Таким образом, это одно из старейших зданий Астраханской области . Паломникам село Черный Яр известно, как место жительства святого отрока-схимника Боголепа Черноярского. Согласно истории набожный мальчик умер в 7 лет от чумы и стал защитником и покровителем Черного Яра. После того как Петр I приказал сравнять его могилу с землей (из-за популярности его среди старообрядцев), жители села построили каменный храм и продолжали поклоняться Боголепу.

Рядом с церковью находится старинное кладбище, на котором захоронены как православные казаки, так и погибшие не так давно. Особенностью церкви Петра и Павла является то, что она не закрывалась никогда, даже в советское время.

Также интерес вызывает Черный Яр у археологов и палеонтологов. В 1996 году житель села Черный Яр обнаружил под обрывом у кромки воды реки Волга кости мамонта. В этом же году в Черный Яр была организована палеонтологическая экспедиция Астраханского музея-заповедника под руководством М.В.Головачева. Результатом экспедиции в Черный Яр стал уникальный скелет мамонта, жившего здесь 250-300 тысяч лет назад. Эта Черноярская находка подтвердила факт обитания этих древних животных на территории Астраханской области . Восстановленный полный скелет мамонта является основным экспонатом палеонтологической выставки краеведческого музея Астрахани . Высота скелета из Черного Яра, прозванного сотрудниками музея Мусей, составляет 3 метров, а длина с бивнями - 5 метров и 10 сантиметров.

Но на этом находки не прекратились. В 2009 году под Черным Яром был найден скелет доисторического бизона, а в 2010 научные сотрудники музея-заповедника в районе села Черный Яр снова обнаружили фрагменты скелета трогонтериевого слона, или, попросту, мамонта, которые были перевезены в Астраханский музей-заповедник.

Также в 2009 коллекция Астраханского музея-заповедника пополнилась черепом сайгака, обитавшего в районе Черного Яра 300 тысяч лет назад. Палеонтологи и ученые установили, что за этот период времени сайгак ничуть не изменился. Сайгаки – одни из немногих крупных травоядных животных тех времен, дожившие до наших времен. Они пережили мамонта и шерстистого носорога, диких лошадей и тура.

Сотрудники Астраханского краеведческого музея планируют после завершения капитального ремонта здания расширить палеонтологическую выставку. Экспозиция займет три огромных зала. Реконструированные скелеты мамонта и бизона, найденные палеонтологами в районе Черного Яра, станут самыми внушительными экспонатами. Займет свое место в экспозиции и окаменелый череп сайгака.

Разумеется, в селе Черный Яр тоже есть свой краеведческий музея – филиал Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника. В Черноярском музее находятся три экспозиции: «История возникновения и развития Черного Яра», «Природные особенности Черноярского района», «Черноярцы в Великой Отечественной». В настоящее время в музее имеется 2000 экспонатов по природе, истории и культуре Черноярского района, экспонируются различные тематические выставки, проводятся экскурсии, вечера и мероприятия.

Координаты

География

Село расположено на правом берегу Волги в 250 км к северо-западу от Астрахани .

История

Основано в 1627 году на левом берегу Волги как крепость для защиты Волжского торгового пути с названием «Чёрный Острог». Через семь лет перенесено на правый (нагорный) берег и расположено на высоком яру. С этого времени получило название Чёрный Яр.

При переносе крепости на другой берег Волги в 1634 году живущие по соседству ногайцы новое поселение называли Янкала («Новый город»).

В 1638 году воеводой на Чорном Яру был Иван Черница Иванов сын Левонтьев

В XIX веке казачье население города составляло станицу Черноярскую Астраханского войска .

Выходцы из Чёрного Яра были в числе первых 13 семей, основавших село Никольское, ныне г. Уссурийск в Приморском крае .

Хронология

  • 1627 год - основание крепости «Чёрный Острог».
  • 1634 год - перенос крепости на современное место (из-за обвала берега). Крепость получило новое название - Черноярская.
  • 1708 год - Чёрный Яр приписан к Астрахани под названием «пригород» в составе Казанской губернии .
  • 1717 год - Чёрный Яр вошел в состав вновь образованной Астраханской губернии .
  • 1721 год - все стрельцы города обращены в казаков .
  • 1769 год - в крепости введено гражданское правление.
  • 1782 год - город Чёрный Яр передан в состав Саратовской губернии .
  • 1785 год - город Чёрный Яр вновь включен в Астраханскую губернию и становится центром Черноярского уезда .
  • 1873 год - Черноярская городовая казачья команда преобразовано в Черноярскую станицу. Основное занятие жителей станицы: земледелие, скотоводство, рыболовство.
  • 1897 год - в городе живут 4226 человек, русских(по родному языку) - 4 015, калмыков - 87, украинцев - 56.
  • 1899 год - в городе Чёрный Яр проживало 7642 человека: мещан 5129, казаков 1004, калмыков 174.
  • 1919 год - Чёрный Яр передан Царицынской губернии .
  • 1925 год - Чёрный Яр был лишен статуса города и превращен в село.
  • 1928 год - село включено в состав Астраханского округа из Сталинградской губернии (в связи с образованием округа).
  • 1931 год - село передано Сталинградскому краю .
  • 1947 год - село включено в состав Черноярского сельского совета Астраханской области из Сталинградской области .
  • 1963 год - в составе Черноярского сельского совета включено в Енотаевский район Астраханской области .
  • 1964 год - в составе Черноярского сельского совета включено в Черноярский район (районный центр) Астраханской области .

Население

Динамика численности населения

Знаменитые соотечественники

  • Боголеп Черноярский - святой отрок-схимник .
  • Косич, Андрей Иванович - генерал-лейтенант.
  • Бабкина, Надежда Георгиевна - певица.

Фотогалерея

    Дорожный указатель на трассе «М-6».

    Chyorny Yar 2016 2.jpg

    Chyorny Yar 2016 3.jpg

    Остановка «Чёрный Яр» на трассе «М-6».

    Chyorny Yar 4.jpg

    Вид на село Чёрный Яр с трассы «М-6».

Напишите отзыв о статье "Чёрный Яр"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Чёрный Яр

– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.
– Народу то! Эка народу!.. И на пушках то навалили! Смотри: меха… – говорили они. – Вишь, стервецы, награбили… Вон у того то сзади, на телеге… Ведь это – с иконы, ей богу!.. Это немцы, должно быть. И наш мужик, ей богу!.. Ах, подлецы!.. Вишь, навьючился то, насилу идет! Вот те на, дрожки – и те захватили!.. Вишь, уселся на сундуках то. Батюшки!.. Подрались!..
– Так его по морде то, по морде! Этак до вечера не дождешься. Гляди, глядите… а это, верно, самого Наполеона. Видишь, лошади то какие! в вензелях с короной. Это дом складной. Уронил мешок, не видит. Опять подрались… Женщина с ребеночком, и недурна. Да, как же, так тебя и пропустят… Смотри, и конца нет. Девки русские, ей богу, девки! В колясках ведь как покойно уселись!
Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.

Село Черный Яр располагается на Волге в Астраханской области.

Название села Черный Яр представляет собой сочетание двух слов: одно исконно русское – «черный», обозначающее темный цвет, а другое, тюркское – «яр», которое переводится как «высокий крутой берег, подмываемый рекой».

Существует такая легенда. Астраханский князь, возвращаясь на корабле по Волге из своей поездки в Нижний Новгород, был вынужден сделать остановку. Сошел князь со свитой на берег, разбили они лагерь. Местность была живописной: большой зеленый луг, окруженный березовой рощей, крутой берег над Волгой, о который билась речная вода. Берег был так крут и высок, что, глядя вниз, казалось, будто вода совсем черная. Князь посмотрел на окрестности и сказал: «Пусть будет на этом месте поселение, в котором будут жить люди, и они станут трудиться на этой благодатной земле. А название этому селу будет Черный Яр».

Среди местных жителей ходит легенда, что название селу дано в память о страшном событии, которое очень давно произошло на этом месте. Стояло на берегу реки несколько домов, в которых жили рыбаки со своими семьями. Мимо проезжали купцы и везли с собой много дорогих товаров. Уже начинало смеркаться, а ходили слухи, что появились в этих местах разбойники, поэтому решили гости остановиться на ночлег в рыбацком селении.

Гостеприимные хозяева накормили купцов и уложили спать. Разбойники знали, что купцы остановились у рыбаков и с собой у них много ценностей, дождались, пока во всех окнах потух свет и люди уснули. Напали разбойники на дома, убили много людей, забрали богатства, а тела покидали с крутого берега в Волгу. Утром оставшиеся в живых посмотрели с берега в воду и увидели, что она вся черная от крови, и с того времени стало называться село Черный Яр.

Словом «черный» с давних пор называли на Руси все непонятное, таинственное, страшное. Нередко это слово использовалось в качестве определения «деятельности» колдунов и ведьм, вера в которых у русского человека сохранилась и по сей день. Следовательно, Черный Яр мог получить такое название потому, что в нем жили колдуны, ведьмы и прочие «слуги» сатаны. Подтверждением данной версии можно считать легенды и поверья, в которых описываются козни продавших душу дьяволу и получивших за это от него магическую силу колдунов, наводивших порчу на скотину и насылающих болезни на людей, а также рассказы о страшных ритуалах, осуществляемых жрецами таинственных славянских богов и демонов и т. д. Подобного рода легенд черноярские старожилы знают немало, и потому это место так часто посещается туристами и исследовательскими экспедициями.

Черный Яр примечателен 1 0еще и тем, что расположен в очень живописных местах на берегу Волги. Местные жители активно занимаются рыбным промыслом, добывая щуку, сома, плотву и даже такую редкую рыбу, как стерлядь. Местные жители утверждают, что когда-то в этом селе останавливался А.Н. Островский, который с детства был большим любителем путешествовать по Волге.

Есть в России небольшое село с интересной историей. Это Черный Яр. О нем сегодня и поговорим.

История

Село Черный Яр располагается на одном из берегов Нижней Волги. Основано оно приблизительно в середине семнадцатого века. Тогда была построена крепость Черный острог, которую чуть позже пришлось перенести из-за обвала берега реки. Крепость была переименована в Черноярскую.

Здесь произошло сражение Степана Разина с восставшими, недалеко от этого места в последний раз сражались повстанцы вместе с Вскоре село полностью сгорело, но снова было отстроено. А в девятнадцатом веке жители вынуждены были переселиться дальше от берега из-за его значительного подмыва рекой.

К концу 19 века в Яру случился новый пожар, в результате которого сгорел центр села. После этого здания стали возводить из кирпича (лавки, магазины, хлебопекарни и особняки). Черный Яр развивался и получил статус города, но позже был лишен его. И снова в 1925 году стал селом.

История названия

Само название Черный Яр состоит из двух слов: русского "черный" и тюркского "яр" (высокий берег, который подмывается рекой). Существует и легенда о происхождении такого названия. Однажды проезжающий по реке Волге астраханский князь остановился в тех местах, где сейчас находится село. Князь вышел на берег и увидел красивейшие места. А берег был таким крутым и высоким, что речная вода казалась темной, почти черной. Князь решил, что в этом месте будут жить люди. И назвал место Черным Яром.

Существуют и другие легенды, но примечательно то, что словом "черный" в тогдашней России называли все странное, непонятное и таинственное. Это слово связывали с колдунами и ведьмами, в которых жители села верят и сейчас.

На заметку туристам

С селом Черный Яр связаны и некоторые известные нам имена. Например, народная артистка России певица в этом селе. Здесь останавливался Николай Гаврилович Чернышевский и любитель путешествий по Волге писатель Александр Николаевич Островский.

В этом месте находится и Петропавловская церковь, которая была построена в середине восемнадцатого века. Ее особенностью является то, что церковь даже в советское время была открыта для людей.

Любителям рыбалки обязательно нужно посетить эти удивительнейшие места. Жители добывают в Волге сома, щуку и редкую рыбу стерлядь.

На берегу реки под обрывом были найдены кости древнего бизона и мамонта, а позже собрали целый скелет, который хранится в Астраханском музее. В Черном Яру есть свой филиал музея, в котором расскажут об истории возникновения села и жизни жителей во время Великой Отечественной войны.

Но Черным Яром называется не только село. В Оренбургской области есть "Черный Яр". На ее территории есть комфортные домики, благоустроенный пляж и беседки для отдыха возле реки, а также баня и детский "городок".

Здесь можно попробовать блюда из национальной кухни, увидеть восточные танцы, отправиться на рыбалку. Зимой - покататься на лыжах и коньках, а также на запряженных лошадях прокатиться по зимнему лесу. На базе могут отдохнуть как взрослые, так и дети, предусмотрен и семейный отдых.

В любом случае следует посетить оба места. Каждое из них удивит вас чем-то особенным.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то