Что будет если молния ударит в самолет. Что будет при ударе молнии в самолет, рассказали пилоты и учёные

Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер.

Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

Первые упоминания о попадании молниии в самолет

Первое упоминание об авиационном происшествии, связанным с грозовым разрядом, появилось еще в 1929 году. Первым летным происшествием описанным детально, стала катастрофа транспортного самолета ВВС США Curtiss C-46, следовавшим 14 июня 1945 года по маршруту Даллас Джексон в штате Миссисипи. Молния попала в крыло на высоте около 1 километра. В результате самолет не смог удерживать высоту и упал в лес.

В 1963 году из-за удара молнии взорвалось крыло самолета Boeing 707 компании Pan Am, летевшего над штатом Мэриленд. Впоследствии Федеральное управление гражданской авиации США приняло ряд предохранительных мер, включая изменение конфигурации топливного бака и установку электрических разрядников по всему борту.

А одним из самых тяжелых ЧП вызванным молнией - называют авиакатастрофу в американском штате Мэриленд 8 декабря 1969 года. Тогда повреждение получил резервный бак с горючим, самолет вспыхнул, погибли 82 человека. После этой трагедии в конструкцию самолетов внесли изменения.

В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок.

Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: «Это что было?» - «Не знаю». (Пожимает плечами.) - «Молния?» - «Может быть». Механики впоследствии обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа.

Разряд молнии выбирает путь наименьшего сопротивления, поэтому если на ее пути встречается самолет он проходит по его металлической обшивке, не проникая внутрь и не задевая важные устройства. Для этого листы обшивки должны быть плотно подогнаны к друг другу.

Итак, в современном мире на современных авиалайнерах удар молнии не страшен. Это связано с наличием многих конструкторских решений, защищающих самолет. Несмотря на мировую статистику, в которой говорится, что за 15 лет использования каждого авиалайнера, регулярно совершающего полеты, молния попадает в него не менее 15 раз. Вероятность погибнуть в авиакатастрофе из-за удара молнии ничтожно мала.

При заходе на посадку в аэропорту Сочи в самолет ударила молния

Сообщается, что инцидент произошел в субботу с лайнером, летевшим из Казани.

По словам представителя перевозчика, воздушное судно после инцидента вылетело во Внуково. Отмечается, что для современных самолетов удар молнии не представляет серьезной угрозы, но, несмотря на это, специалисты проведут все технические работы, предусмотренные правилами в подобных случаях.

Самолет во время грозы может попадать в поле действия молнии . Обычно это происходит при пролете через грозовые облака, а также при взлете и посадке. Самолеты гражданской авиации в среднем подвергаются ударам молнии не чаще чем 1 раз на 2 500-3 000 часов налета. Большинство инцидентов попадания разрядов молнии остаются незамеченными и проявляются лишь незначительными сбоями работы электроники в системе воздушного судна. Существует ряд государственных требований к летательным аппаратам, которые определяют пригодность к полетам в любую погоду, их называют Нормы летной пригодности. На сегодняшний день есть масса методов и технологий, применяемых для создания надежной защиты от попадания молнии.

Типы молниезащиты на самолетах

Защита самолета от молнии может выполняться различными вариантами. Часто одновременно на одной машине применяется несколько типов и технологий. Стоит отметить, что основная задача таких систем заключается в следующем:

  • исключение возникновения малейшей искры в топливной системе воздушного судна (особенно это актуально для топливных баков, расположенных в крыльях);
  • компенсация внутреннего заряда, который накапливается вследствие работы турбин, электроники и взаимодействия корпуса самолета с зарядами облаков (собственный заряд способен вызывать появление разрядов молнии при пролете через сгущенные облака, несущие в себе положительные заряды);
  • защита электроники, экипажа и пассажиров от поражения электрическими разрядами;
  • экранирование двигателей и систем радаров;
  • удаление эффекта коронирования.

Все эти задачи достигаются различными методами и с использованием различных технологий.

Исключение появления искры в топливной системе и баках

Для того чтобы в момент попадания молнии в самолет топливная система не возгоралась, а продолжала стабильно работать, применяется автоматическое заполнение свободного места инертными газами. В результате пространство не заполняется воздухом, следовательно, возгорание становится невозможным. Также применяется полное экранирование баков и топливных каналов. В качестве экрана используется медная решетка, служащая своего рода громоотводом.

Компенсация внутреннего заряда

Важно помнить, что самолет во время грозы невозможно полностью защитить от попадания разрядов. Поэтому используются системы, которые бы компенсировали или сводили на нет все попадающие заряды. В процессе движения летательный аппарат может попадать не только под воздействие природного явления, возникающего само по себе, но и самостоятельно генерировать или вызывать такие разряды.

Причиной возникновения полуискусственной молнии может стать собственный заряд самолета, накапливаемый на обшивке и корпусе машины. Для удаления этого явления применяются технологии компенсации, действие которых основано на искусственной генерации зарядов противоположной полярности. Таким образом, достигается равновесие величин зарядов, и машина не имеет потенциала какого-либо полюса.

Защита самолета от молнии и выхода из строя оборудования в самолете включает в себя также планировку расположения узлов. Топливные баки устанавливаются не ближе 0,5 метра к краю крыла, оставляя достаточно места для работы экранирующей системы и оборудования защиты.

Элементы конструкции самолета или другого летательного аппарата объединяются в общую массу, что значительно облегчает возможные последствия при попадании электрического заряда молнии. Корпус салона и кабины пилотов надежно защищены экранами и не связаны электрически с обшивкой. Поэтому в случае попадания молнии, пассажиры и экипаж остаются невредимыми, хотя возможно наблюдение вспышки или слышимость звука снаружи.

О самолётах говорят, что этот вид транспорта – самый безопасный, но немало есть таких людей, которые очень боятся летать. И если такому человеку рассказать о том, что в самолёты часто попадает молния, его фобия увеличится в разы.

На самом же деле удары молнии в самолёт – случаи не редкие, но такие повреждения для полёта воздушного судна не страшны, хотя после рейса его и отстранят на какое-то время от полётов.

Если молния ударит в самолет, у пассажиров может возникнуть сбой в работе с электроникой

Как поясняют пилоты, чаще всего молния попадает по кончику крыла или по носу самолёта, охватывает корпус лайнера и выходит через его другую точку. Данные статистики говорят, что реактивные самолёты дважды в год становятся мишенью молнии. Такие инциденты грозят повреждениями для обшивки самолёта, хотя в редких случаях и электрическую систему могут повредить, однако – незначительно.

На воздушном судне любой прибор экранирован, а вот у пассажиров могут появиться определённые сбои, если они в момент удара молнии работали с электроникой.

По словам Алексея Кочемасова – командира экипажа на воздушном судне, принадлежащем авиакомпании «Победа» (пользователи Сети лучше его знают, как Лётчика Лёху), попадание в самолёт молнии – дело обычное, можно даже сказать, будничное, но это ровным счётом ничем не грозит, ни пассажирам, ни экипажу.

Кочемасов уточнил, что бывает, конечно – выгорит из-за удара молнии на обшивке несколько заклёпок, но это просто мелкий ремонт, который после осмотра самолёта будет сделан в течение пяти минут.

Если молния ударит в самолет, она никогда не достигнет топливного бака

Английский учёный Ману Хадда из университета Кардиффа, где у него есть своя лаборатория, занимающаяся именно вопросами изучения молний, рассказал в этой связи, что у современных самолётов типа Airbus A 350 или Boeing 767 конструкция напоминает собой клетку Фарадея, с углеродным композитом в качестве материала для корпуса, плюс тонкое медное покрытие. Это и обуславливает путь молнии исключительно по поверхности лайнера и абсолютную безопасность внутри его.

Профессор пояснил, что даже чисто теоретически, разряд молнии никогда не достигнет топливного бака в крыле самолёта. По мнению учёного, те 200 тыс. ампер, с которыми ударяет молния, пассажирами будут восприняты в виде вспышки света за иллюминатором или незначительного шума, но никаких новых ощущений у них при этом не возникнет.

Ману Хадда добавил также, что авиационная промышленность – отрасль достаточно консервативная, с постоянными испытаниями техники и её функционирования в состоянии экстрима. Поэтому пассажирам не стоит переживать по поводу ударов молнии, считает учёный.

Вообще же эксперты предупреждают, что самая большая опасность в случае удара в обшивку самолёта молнии заключается в том, что среди пассажиров из-за этого начнётся паника, а в воздухе это, действительно, может быть очень опасно.

Чаще всего молния может ударить в кучевых облаках

Статистические данные относительно ударов молнии, говорят о самых частых случаях для тех самолётов, которые преодолевают кучевые облака и летят не выше 2-2,5 километров над землёй.

Разряд часто возникает вследствие того, что самолёт пролетает через наэлектризованное облако. А вот небольшие легкомоторные воздушные судна под удары молнии практически не попадают.

Серьёзных происшествий из-за ударов молнии мировая авиация знает буквально единицы. Последнее произошло в 2014-м – тогда в Индонезии потерпело крушение легкомоторное судно, попавшее в грозу. Его поразила молния и четыре человека были обречены на гибель.

Самая масштабная катастрофа, после которой все авиалайнеры гражданского назначения стали в обязательном порядке оснащать разрядниками, произошла с самолётом Boeing 707 в 1963 году. В него попала молния, и он взорвался в воздухе.

Было тщательное расследование инцидента, после чего специальные разрядники появились на концах крыльев всех гражданских лайнеров. Тогда же была разработана технология заполнения освобождающихся от горючего баков инертным газом, чтобы пары топлива не смогли воспламениться.

После принятия этих мер, удар молнии в самолёт практически не ощущается ни экипажем, ни пассажирами, а самолёту после этого максимум, что грозит – это небольшой косметический ремонт после приземления.

Возможно, вы уже знаете, что молния, ударившая в автомобиль, не приносит пассажирам вреда. А что насчет самолета?

Необычное фото

Хальдор Гудмундссон заметил огромную молнию, ударившую в землю неподалеку от его офиса, расположенного вблизи от международного аэропорта в Исландии. Он сразу же включил камеру своего мобильного телефона и начал снимать в надежде поймать в кадр новую вспышку света, разрезающую небо. Вдруг он увидел самолет, взлетающий в аэропорту. Он едва оторвался от земли и в него тут же ударила молния! Это необычное зрелище выглядело интересно, но при этом пугающе. Гудмундссон получил уникальную фотографию, а самолет как ни в чем не бывало взлетел и отправился по назначению.

Частый случай

Самолет, за которым наблюдал исландец, безопасно прилетел в пункт назначения, без затруднений добравшись из Исландии в Париж. Разряд электричества не нанес ему никакого вреда. На самом деле то, что молния может ударить в самолет, - совершенно обычный случай, которого никому не стоит бояться.
Он с легкостью справляется с ударом, несмотря на то что мощность его можно сопоставить с четвертью тонны в тротиловом эквиваленте. Обшивка кабины самолета выполнена особым образом, она проводит электричество, но не допускает его к команде, пассажирам и электронному оборудованию. За счет слоя металлической сетки, располагающейся внутри обшивки по всему самолету, созданное ударом молнии электричество проходит равномерно и никому не вредит.

Дополнительные меры

Помимо всего прочего, оборудование и топливный бак тщательно укрыты от любого внешнего воздействия электричества. Все это проверяется перед взлетом. Во время проверки симулируются удары молнии и все внутреннее оборудование вместе с обшивкой тестируется. Если все работает должным образом, молния входит в самолет в носовой части и выходит с хвоста и частично из крыльев. При этом все на борту в полной безопасности. Впрочем, люди на борту могут заметить удар. К примеру, иногда слышно громкий звук. В прежние времена самолеты не были так хорошо защищены, металлической сетки внутри обшивки не было. В результате оборудование вполне могло отключиться, но тогда его дополняли механическими устройствами. Все это позволяло безопасно осуществить посадку даже в случаях, когда бортовой компьютер не работал. Таким образом, удар молнии был относительно безвредным в прежние времена и совершенно безопасен сейчас.

Самолеты называют самым безопасным видом транспорта, однако во многих они вселяют непреодолимое чувство страха. Не способствуют борьбе с фобией и периодически появляющиеся в СМИ сообщения о том, что в какой-то лайнер ударила молния. «Лента.ру» разбиралась, насколько часто это происходит и чем это опасно для самолета.

В начале июня молния три самолета, находящихся на стоянке аэропорта Шереметьево. Разряд спровоцировал их обесточивание, отключение авионики и других систем. В марте из-за молнии вынужденную посадку в Нью-Йорке лайнер Embraer E170 с 55 пассажирами на борту. В начале января у самолета авиакомпании «Аврора», летевшего из Харбина в Хабаровск, молния законцовку правого полукрыла, а месяцем ранее разряд в полете Airbus A330, летевший из Москвы в Сеул.

Список инцидентов, связанных с ударом молнии в воздушное судно, в авиации не редкость. Обычно разряд не повреждает самолет, однако по завершении рейса его на некоторое время отстраняют от полетов.

«Как правило, молния бьет в кончик крыла или в нос самолета, проходит по корпусу и выходит из другой точки, например, через хвост», - объясняет пилот Патрик Смит, автор книги Cockpit Confidential.

По его словам, молния попадает в реактивный самолет примерно раз в два года. Смит говорит, что в результате ударов повреждения обычно получает лишь обшивка лайнера. Изредка из-за разряда страдают электрические системы самолетов, однако, как правило, повреждения незначительны. Вообще же все приборы на самолетах экранированы. Кроме того, некоторые отклонения могут наблюдаться в работе электроники, которой пользуются пассажиры.

«Молнии в самолет попадают очень и очень часто, но при этом ничего не происходит», - рассказал «Ленте.ру» Алексей Кочемасов, командир воздушного судна авиакомпании «Победа», более известный в интернете под псевдонимом Летчик Леха.

Алексей рассказал, что иногда на корпусе выгорает пара-тройка заклепок. «Но это ни на что не влияет, - уточняет пилот. - После обнаружения подобного ставят новую заклепку и все. Времени занимает примерно минут пять».

Профессор Ману Хадда, который руководит лабораторией Моргана Ботти по изучению молний в университете Кардиффа (Великобритания), уточняет, что современные самолеты, такие как Boeing 767 или Airbus A 350, имеют конструкцию, которая работает примерно по тому же принципу, что клетка Фарадея . Их корпус сделан из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Поэтому, попадая в самолет, молния проходит по его поверхности, но не проникает внутрь.

Хадда добавляет, что разряд даже теоретически не может достигнуть топливных баков, которые расположены в крыльях.

«Сила тока при ударе молнии достигает 200 тысяч ампер - пассажиры могут услышать шум или увидеть вспышку света в иллюминаторе, но они ничего не почувствуют», - заверяет Хадда.

Он уточняет, что авиапромышленность довольно консервативная отрасль и здесь постоянно проводятся различные испытания техники, в том числе, и на работу в экстремальных условиях. Так что пассажиры ничем не рискуют.

Эксперты считают, что наибольший риск молния представляет для экипажа самолета и его пассажиров: вид бьющего в корпус разряда может вызвать панику, что в случае неадекватной реакции представляет угрозу безопасности полета.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождевых кучевых облаках, на высоте 2-5,5 километра. Пролетающие самолеты иногда сами вызывают разряды в наэлектризованных облаках. Считается, что легкомоторные самолеты менее подвержены ударам молнии из-за своих размеров.

Видео с бьющими в самолеты молниями набирают в интернете тысячи просмотров

Серьезные происшествия, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации можно пересчитать по пальцам. Последний произошел в январе 2014 года: на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, он попал в грозу и был поражен молнией. В результате крушения погибли четыре человека.

Самая серьезная катастрофа из-за удара молнии произошла в 1963 году. Тогда разряд привел к взрыву в воздухе лайнера Boeing 707 авиакомпании Pan American.

По итогам расследования Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постановила оснастить все гражданские самолеты специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. Их стали устанавливать на концах крыльев, а свободное пространство в баках по мере выработки горючего стали ради безопасности заполнять инертным газом, препятствующим воспламенению паров топлива.

«В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок, - вспоминает Патрик Смит, - Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: "Что это было?" - "Не знаю". - "Молния?" - "Может быть"».

Впоследствии механики обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то