Кафедральный собор иммануила канта. Кафедральный собор калининграда. Музея Канта Калининград

Кафедральный собор Калининграда или, как ещё его называют, Кенигсбергский собор является визитной карточкой, своеобразным символом и главной достопримечательностью города, который желают посетить туристы и гости областного центра, чтобы лично убедиться в его величественности и шедевральности.

Кенигсбергский собор

История собора

Когда началось строительство собора неизвестно, но впервые о нем заговорили в 1333 году . А если более точно, то формально датой рождения стали считать 13 сентября 1333 года. Строительные работы по возведению сооружения были завершены в 1380 году. Однако фактически они продолжались гораздо дольше.

Собор стал главным храмом католиков города Кенигсберга, который прославлял Всех Святых, Деву Марии и Иисуса Христа, и просуществовал в данном виде до проведения реформации церкви в 16 веке . Кроме того, в историческом прошлом, он существовал и как лютеранский храм Пруссии.


На территории храма располагаются крипты, в которых мирно покоятся, оставшиеся от знатных дворян и священнослужителей, останки. Лютгер фон Брауншвайг , великий магистр ордена Тевтонских рыцарей, в 1335 году был захоронен первым. В 1809 году был похоронен наследник королевской четы, который родился мертвым. Кроме того, в стенах Кенигсбергского собора захоронены многие легендарные личности: магистры Тевтонского ордена , Земландские епископы , университетские профессора и другие выдающиеся особы.

Самой известной персоной, покоящейся в криптах собора, является И. Кант , выдающийся немецкий философ. Могила Канта значительно выделяется среди прочих, так как в 1924 году, в связи с 200-летеем юбилеем со дня рождения, была реконструирована в виде величественного монумента.

Могила Канта

Крупнейшая библиотека Пруссии , располагавшаяся внутри великолепного собора, основателем которой был Мартин фон Валендорф, просуществовала с середины 17 века до начала Великой Отечественной войны. Но главной гордостью на протяжении многих веков считается орган , впервые появившийся в 1695 году.

Орган в концертном зале

В годы войны при бомбардировке города , в 1945, храму были нанесены огромные повреждения: практически выгорели все залы и помещения внутри здания, уничтожено все архитектурное убранство. Остались лишь руины от великолепного собора. В таком состоянии он оставался до конца 20 века.


С 1992 года были организованы работы по восстановлению здания , а с 1994 года - по реставрации Кафедрального собора, которые были закончены в 2005 году. За это время удалось восстановить многие архитектурные элементы величественного сооружения, возродить историческое интерьерное решение библиотеки Валеннрода , привести в надлежащий вид надгробия, восстановить кровлю, шпиль, часы и колокола.

Как добраться

Величественное здание в стиле готики, словно призрак исторического прошлого великой Пруссии , расположено в самом центре Калининграда , на острове Канта, и является главным действующим лицом архитектурного ансамбля, в котором гармонично переплетаются отголоски советских времен, современности и классической немецкой старины.


Туристы и гости города непременно должны посетить Кафедральный собор, который достоин внимания каждого, а своей красотой и убранством он придется по душе абсолютно всем.


К месту расположения собора можно добраться общественным транспортом:

- трамвай 3 или 5 : от площади Победы (центр Калининграда) до остановки «Рыбная деревня», далее 300 метров пешком;

Любое маршрутное такси : от Ленинского проспекта до гостиницы «Калининград», перейти на другую сторону дороги и двигаться по мосту к острову Канта.

В любом случае, шпиль величественного собора , который виден издалека, укажет вам нужное направление.

Музейный комплекс

На протяжении многих десятилетий храм стоял в разрушенном состоянии. Мало кто верил, что его можно восстановить в прежнем виде. Но были люди, неравнодушные к такому положению, среди них историки и исследователи, которые упорно выбивали средства, и добивались разрешения у высокопоставленных чинов. Благодаря их усилиям и упорству в 1992 году было положено начало процесса восстановления , и в результате мы имеем возможность любоваться готическим фасадом Кафедрального собора, его убранством изнутри и экспозициями музея Канта .

Музей Канта

За посещение музея установлена чисто символическая плата:

Для взрослых – 150 руб .,

Для школьников и студентов – 100 руб .

Стоимость фото или видеосъемки на территории музея составляет 50 руб .

Возможность бесплатного посещения музея и органных концертов в дневное время суток имеют: дети в возрасте до 7 лет, работники музейного комплекса и сферы культуры, ветераны ВОВ, инвалиды 1-2 группы (без права работы), военные срочной службы.


По территории музейного комплекса проводятся экскурсии , маршрут которых пролегает через уникальные архитектурные и исторические объекты: православную часовню, библиотеку Валеннрода , институт Канта и пр.

Органный зал

Концертный зал, способный разместить 700 человек , является главным достижением реставраторов. В нем располагается лучший во всей России органный комплекс, состоящий из двух органов (большого и малого), изумительно звучащих благодаря безграничным акустическим возможностям.

Два органиста являются штатными работниками собора и устраивают для посетителей небольшие концерты по 40 минут в дневное время суток ежедневно. Пару раз на неделе выступают специально приглашенные органисты , как российские, так и зарубежные.

Органный зал

Кроме того, регулярно проводятся фестивали и конкурсы не только российского, но и международного уровня. Среди наиболее известных можно выделить конкурс органистов им. Микаэла Таривердиева , который проводится на сцене не первый год.

Как самостоятельно добраться к Кафедральному собору Калининграда. Часы работы музея и органного зала, могила Канта в Кафедральном соборе.

На территории этого города немало старинных памятников, ежегодно притягивающих любителей старины со всего мира. Почетное по популярности место в числе достопримечательностей Калининграда занимает Кафедральный собор (Кройцкирхе), воздвигнутый в начале 14-го века под руководством епископа Иоанна.

Кафедральный собор времен Кёнигсберга

Кафедральный собор Калининграда был центральным храмом округа Кнайпхоф , где регулярно проводились службы с присутствием первых лиц города и государства.

Кафедральным собором бывшего Кёнигсберга сегодня можно любоваться в первозданном виде!

В криптах собора покоятся останки дворян и духовных сановников. Первая могила принадлежит Великому магистру ордена Тевтонских рыцарей Лютгеру фон Брауншвайгу и находится здесь с 1335 года. Последнее захоронение было сделано в 1809 году - принадлежит оно мертворожденному сыну принцессы Марианны и принца Вильгельма. В числе легендарных личностей, находивших последнее пристанище в стенах Кафедрального собора Кёнигсберга, значится не один магистр Тевтонского ордена , несколько Земландских епископов , профессора местного университета и другие не менее значимые персоны.

Но самой выдающейся персоной, чья могила также расположена в стенах собора, стал немецкий философ Иммануил Кант . Его захоронение выделяется на фоне остальных: относительно недавно (по отношению к возрасту собора, конечно), а именно в 1924 году, в честь 200-летия Канта над его могилой был сооружен портик.

До Второй Мировой войны Кафедральный собор был образцом великолепия, в его стенах размещалась одна из крупнейших библиотек Пруссии, основанная Мартином фон Валендорфом в 50-е годы XVII века. Кроме того, храм гордился одним из крупнейших органов в Европе.

Но в результате авианалетов союзников в конце Второй Мировой собор был разрушен, а внутреннее убранство утрачено. Однако надгробиям и эпитафиям каким-то чудом удалось сохраниться.

Кафедральный собор Калининграда

Спустя десятилетия, исследователям и историкам, занимавшимся изучением руин собора, удалось выбить найти средства и добиться распоряжения о начале восстановления калининградского собора. Произошло это лишь в 1992 году. Благодаря неожиданному в те смутные времена решению, сегодня каждый желающий может насладиться не только фасадом восставшего из руин собора, но и экспозицией открытого на его базе музея им. Иммануила Канта.

Карта Кёнигсберга и сувениры на территории калининградского собора

В маршрут экскурсии по Кафедральному собору входит посещение института Канта, православной часовни, восстановленной «из пепла» библиотеки и т. д.

Но главным достижением реставраторов считается открытие концертного зала, рассчитанного на 700 посетителей. Расположенному здесь органному комплексу нет равных на территории России. Он состоит из большого и малого органов и позволяет добиться удивительно сочных звуков. К тому же акустические возможности самого Кафедрального собора, как утверждают, безграничны!

Вывод можно сделать один: архитекторам удалось восстановить не только «тело» собора с точностью до малейшей детали, но и воскресить тот дух, что витал в этих стенах на протяжении долгих веков жизни собора.

Кафедральный собор - как добраться

Кафедральный собор Калининграда расположен в сердце острова Кнайпхоф (или остров Канта, как его называют), по адресу: ул. Канта, 1.

Добраться до острова можно с площади Победы на трамвае №3, 5. Остановка «Рыбная деревня», от которой придется пройти метров 300. Если вам ближе Ленинский проспект, выбирайте любую маршрутку и выходите возле . Затем переходите дорогу и через автомобильный мост двигайтесь к Кнайпхофу - готический шпиль вы заметите издалека.

Часы работы музея и органного зала

В настоящее время в помещениях Кафедрального собора открыты православная и протестантская часовни. Работают следующие музейные экспозиции: «История острова Кнайпхоф», «Иммануил Кант и Кёнигсберг», «Кафедральный собор. Возрождение из руин», «Валленродтская библиотека».

В алтарной части на этапе реставрации надгробие герцога Альбрехта, памятник которому можно увидеть на территории храма, напротив могилы Канта.

Время работы Кафедрального собора: с 09-00 до 17-00 без выходных.

Информацию можно уточнять на оффициальном сайте - www.sobor-kaliningrad.ru . Там же можно узнать расписание концертов органной музыки в соборе Калининграда.

Экскурсии по Калининграду и области

Необычные маршруты, организованные местными жителями. Придумывают экскурсии люди творческие, которым есть, что рассказать о городе и окрестностях. Они же подскажут, где провести время и на чем можно сэкономить.

Отели в районе Кройцкирхе

Если вам приглянулось расположение Кафедрального собора, то интуиция вас не подвела — если где-то и стоит жить в Калининграде, то именно в районе острова Канта. На карте ниже вы найдете все отели, расположенные в окрестностях Кройцкирхе.

Подведем итоги

Не важно, интересна ли вам история сооружения, желаете ли вы любоваться восстановленной библиотекой и любите ли вы органную музыку. Если вы прибыли в Калининград впервые, знайте - избежать посещения Кафедрального собора вам не удастся, ведь это душа города.

Магистр Тевтонского ордена счел новый собор слишком похожим на крепость и остановил строительство до тех пор, пока церковные власти не обещали придать будущему храму исключительно культовый вид. На северной стороне собора можно увидеть уступ в месте, где кладка переходит с толщины 3 метра на меньшую - до 1,28 метра. Пришлось облегчить и фундамент. Образ собора отвечает планировке орденских церквей с трехнефной церковью для мирян и однонефным хором для рыцарства, но без подземной часовни. Сгоревшие в XVI веке башни были отстроены заново в стиле Возрождения. На квадратном основании южной башни появилась надстройка с 12 углами, позже увенчанная шпилем.

Часы на башне собора, несмотря на средневековый вид, самые точные в Калининграде, с современным механизмом и спутниковой связью.

Слабость фундамента не позволила поднять башни на задуманную высоту, и здание стало опасно проседать. Северная башня отклонилась на 45 сантиметров от оси и немного напоминает знаменитую Пизанскую. Внутренний интерьер нефов к 1400 году украсили фрески со сценами из Священного Писания. Главное впечатление, которое и сейчас производит собор, - бесконечный простор, и это отличает его от стремящихся ввысь соборов поздней готики. Длина здания составляет 88,5 метра, высота башни со шпилем - 50,75 метра, а ширина - 30,2 метра. «Здешняя кафедральная церковь огромна, - писал в дневнике российский историк Н.М. Карамзин. - С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из Маргграфов Бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. Где вы, думал я, где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней...»

В 1511 году Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский освободил Пруссию от власти папы римского и принял лютеранство. Перемены ожидали и Кафедральный собор. Он был передан городу Кнайпхофу, а в 1560-м -университету Альбертина. Герцог Альбрехт похоронен в Кафедральном соборе, почти вся восточная стена была занята роскошной эпитафией по образцу итальянских надгробий расцвета Возрождения. Сейчас от монументального памятника сохранился только архитектурный каркас. В северной части алтаря в 1588 году было основано захоронение профессоров Кёнигсбергского университета. Большая часть из ста надгробий и эпитафий не сохранилась, но оставшиеся бережно реставрируются. В 1804 году у северо-восточного угла собора обрел последнее пристанище великий немецкий философ Иммануил Кант.

Собор в военное время

В августе 1944 года, после налетов 600 бомбардировщиков английской авиации, остров Кнайпхоф был практически разрушен. Стены собора устояли, но в пожаре погиб весь внутренний интерьер. Известно, что нацисты запретили пожарным тушить огонь. Долгие годы после войны собор был величественной руиной, в одиночестве стоявшей среди опустевшего острова. От окончательного разрушения его спасла могила Канта, считавшегося в СССР провозвестником коммунистической идеологии.

Единственная уцелевшая после налета в 1944 году статуя из Кафедрального собора - изображение графини Доротеи, супруги герцога Альбрехта - была найдена при поисках Янтарной комнаты и сейчас хранится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

Статус памятника республиканского значения Кафедральный собор в Калининграде получил в 1960 году. В 1992-м трагические развалины были законсервированы, и начались работы по исторической реконструкции. Несмотря на повреждения и потери, собор заслуженно относится к памятникам архитектуры федеральной категории охраны.

Могила Канта

Великий философ Иммануил Кант был похоронен в 1804 году последним в профессорской усыпальнице у северных хоров Кёнигсбергского собора. В 1880-м над могилой была возведена часовня в стиле неоготики. К двухсотлетнему юбилею Канта архитектор Фридрих Ларс получил заказ на перестройку надгробия. Посещение могилы Канта разрешалось два раза в год: 12 февраля и 22 апреля - в дни рождения и смерти философа.

Помимо философии, Иммануил Кант преподавал в университете Альбертина такие необычные дисциплины, как фортификация и пиротехника.

Валленродтская библиотека

Две комнаты с росписью в стиле барокко, украшенные удивительной деревянной резьбой, на втором этаже южной башни, с 1650 года хранили знаменитую Валленродтскую библиотеку. Основанная канцлером Мартином фон Валленродом и его сыном, к ХХ веку она состояла из 10 000 уникальных книг, собранных по всему миру. Только часть редчайших томов уцелела в библиотеке университета, остальные бесценные книги погибли при пожаре собора.

Орган

В Кафедральном соборе можно посетить концерты органной музыки. Собор вновь обрел голос в 2008 году. Система из Большого и Малого органов восстановлена немецкими мастерами по довоенным чертежам с применением современных оптико-волоконных и компьютерных технологий. Декоративная часть самого большого в Европе органа украшена калининградскими мастерами филигранной резьбой и движущимися фигурами.

Задача Эйлера

Соборный мост между Альштадтом и Кнайпхофом простоял всего 50 лет после начала строительства Кафедрального собора. В городе осталось семь мостов, перекинутых через реку, омывающую остров и расходящуюся на два рукава. Можно ли прогуляться по Кёнигсбергу, пройдя по всем мостам, не заходя на любой из них дважды? Задача математика Леонида Эйлера о кёнигсбергских мостах лежит в основе теории графов, которая до сих пор помогает в изучении транспортных систем, оптимизации доставки грузов и маршрутизации данных в Интернете.

Башенка-звонница

При строительстве крыши продольного нефа в конце XVI века была обнаружена ошибка в планировке здания: башенная часть оказалась смещенной относительно центральной части. Для ее исправления средневековые строители нашли изящное решение - на месте изгиба кровли возвели маскирующую маленькую башенку-звонницу.

Нацисты раскопали могилу Канта, пытаясь измерить его череп для доказательства его принадлежности к арийской расе.

Петр I, изучая Валленродтскую библиотеку, обнаружил старинную Радзивилловскую летопись, повествующую о Древней Руси.

Руины Кафедрального собора можно увидеть в кинофильмах «Женя, Женечка и «катюша» и «Жена керосинщика».

остров Кнайпхоф, Гроссер Домплац 58
сейчас официального названия нет; применяется “Кнайпхоф“
В западной части (башенной) сегодня: православная часовня, евангелическая часовня, музей Собора и музей Канта.
После восстановления неф должен использоваться в многокультурном плане.


История строительства:

Здание-предшественник было возведено после основания Земландского соборного капитула в 1286 года на окраине Альтштадта между Прегелем и Лёбенихтом (где-то между 1297 и 1302 годами). Епископ Йоханнес Кларе (1322-44), для которого эта церковь показалась слишком маленькой, начал где-то в 1327 году на переданной ему восточной половине Кнайпхофа возведение обнесённого стенами епископского двора, к которому позднее в южной части добавились крытая галерея и здание приюта. Далее в сторону Прегеля выросли епископский покой и восточнее от него школа (позднее ставшая университетом), а также госпиталь. Точно установить дату начала строительства Собора нельзя; в 1320 году упоминается о намерении строительства, вероятно епископ Кларе начал производство работ где-то в 1332 году, самое позднее в 1333 году. О его первоначальном намерении, выполнить Собор в виде укреплённой церкви свидетельствует построенная в первую очередь восточная стена хора, имеющая толщину в 3 м. Поверху этой массивной стены должен был быть также построен широкий ход для защитников, к нему же быть пристроены угловые башни. И строительство северной стены поначалу выполнялось до высоты в 2,75 метров с такой же толщиной. Но дальнейшее строительство в таком массивном ключе сорвалось по причине протеста владельца территории, Великого магистра Тевтонского ордена Герцога Людгера фон Брауншвайга. Поэтому верхняя часть северной стены, а также на тот момент ещё не возведённая южная стена имели толщину всего 1,28 м.

Между 1335 и 1340 годом церковный хор был закрыт с помощью “фахверковой” стены в качестве временной меры. После чего храм божий начал как таковой и использоваться. В это время высоко вверху на хорах возник знаменитый фриз, начинавшийся у северной стены, проходивший дальше по восточной и заканчивавшийся на северной (он также исчез полностью, о нём можно прочитать в книге Зайделя).

Предположительно только в этот момент были возведены западные башни (именно этому объяснению поддаётся видное в плане лёгкое смещение / надлом главной оси). Обе башни были построены в 1344 году. Изображений их внешнего вида не сохранилось. Они, скорее всего, возникли по образцу Кульма или Кульмзее. Одновременно работы над продольным нефом, заложенным в виде базилики, продвинулись настолько, что можно было начать возведение деревянного перекрытия и крыши (крыша была готова в 1351 году). Но не успел Собор отстроиться, как при Великом магистре Винрихе фон Книпроде (1351-82) уже началась перестройка: решено было возвести зальную церковь с тремя нефами. Перестройка с возведением сводов продлилась до 1382 года. При этом в среднем нефе исчезли окна, а окна боковых нефов увеличились в высоту.

В 1544 году обе башни сгорели дотла. Их повторное возведение пришлось на время Ренессанса; к южной башне добавилась надстройка с 12 углами, в которой были повешены колокола. Северная башня осталась в подчинённом положении с простыми фронтонами по западной и восточной сторонам. Проекты для обеих были выполнены бывшим придворным столяром Гансом Вагенером. Эти работы были закончены в 1552 году.

В 1564 (или 1568) году на крыше продольного нефа был возведена очаровательная маленькая башенка - коньковый всадник.

В 1650 году основанная уже в 1629 году канцлером Мартином фон Валленродтом библиотека была перенесена в до сих пор неиспользуемое помещение в южной башне под колоколами.

В 1901-07 годах Собор реставрировался под руководством консерватора провинции Рихарда Детлефсена. Целью этой реставрации было восстановление прежнего состояния до 1400 года. Следуя велениям времени, применили всю свою фантазию; например, на юго-восточном углу хора была вновь создана маленькая укреплённая башенка на основании остатков фундамента в стене. Внутри из-под штукатурки были освобождены старые фрески. Кроме того, делалась попытка противодействовать плохому строительному основанию и недостатком заложения (тогда под южной башней была обнаружена просадка глубиной в 1,67 м).

Бомбардировки августа 1944 года нанесли тяжёлые повреждения. Церковь полностью выгорела. Фронтон северной башни и части свода обвалились. Оставшиеся своды могли быть спасены, если бы своевременно были проведены работы по консервации и возведению временной крыши. Но 20 лет ничего не происходило, в это время Собор был подвержен атмосферным воздействиям, и отдан во власть мародёрам; исчезли, прежде всего, в том числе остатки не тронутых пожаром памятником; да и в целом, руина находилась в безутешном состоянии.


В 1972 году были начаты первые работы по поддержанию сооружения. Однако в 1975 году в продольном нефе всё-таки обвалился последний пролёт. И только с 1976 г. начались определённые работы по консервации, например., перекрытие и дозакладка стен. Восстановление, как таковое, началось только в 1990 г.

Строительное описание

Западные башни.

Западный фронт разделён на три части на южную и северную башню и срединное строение. Оба нижних этажа образуют собой сквозной цоколь. Так на входном этаже и возникли три простых помещения с крестовыми сводами, соединённые между собой и продольным нефом. Среднее помещение служит вестибюлем. В нём находится круглая, очень оригинальная в оформлении башенка с лестницей, ведущей на верхние этажи. Среднее помещение второго этажа было перекрыто ныне реконструированным ребристым звездообразным сводом. Этажом выше находилась Валленродтская библиотека в помещении южной башни (прямо под звонницей) и в помещении посередине. Одно из помещений было расписано, а в другом были сделаны фигуры и резьба по дереву в стиле барокко. Помещение в северной башне раньше не использовалось. Во всех трёх помещениях ныне разместился музей Канта.

Названное трёхчастное деление на две башни и среднее сооружение почти никак не отражается на фасаде. Скорее фасад разделён вплоть до оснований башен двумя узкими, но заметными декоративными лентами на горизонтальные фрагменты, которые частично лишают готические окна возможности производить впечатления стремления вверх. Внизу в проходящем под двумя этажами цоколе преобладает закрытая кирпичная стена, которая несколько оживляется 11 осями готических форм по типу стен продольного нефа, из которых только три являются настоящими окнами, а остальные выполнены в виде слепых аркад (из которых позднее две были наполовину перекрыты контрфорсами). Лежащий выше второй (или средний) фрагмент более интересен. Между двумя штукатурными поясами встроено тесно друг к другу 18 очень высоких и стройных декоративных арок, перекрываемых стрельчатыми арками. В эти высокие декоративные арки на втором, отстоящем назад уровне, устроены другие маленькие декоративные проёмы, разделённые на три этажа. Формы варьируются изысканным образом: по бокам башен, например, внутренние декоративные арки выдаются над двумя “этажами”, при этом удлинённые формы, для повышения размаха, стоят над короткими. И только при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что некоторые из декоративных арок сделаны в виде оконных проёмов. Это показывает, что декоративные арки в первую очередь были средствами оформления, а не предназначались для имитации окон.

И только над вторым декоративным поясом следует башенная зона с её разделённым на пять частей средним фронтоном, два пилястра которых начинаются уже между декоративными арками и расположены в противовес к горизонтальным декоративным поясам. Обе башни не смогли быть возведены на большую высоту из-за плохого строительного основания. Они так и остались башенными культями со ступенчатыми фронтонами с двухскатными крышами между ними. Эти фронтоны были снесены после пожара 1544 года. На квадратном основании южной башни была возведена двухэтажная надстройка с 12 углами, на которой только в 1552 году был построен шпиль, покрытый плоской черепицей. Интересно, что на смену готическим окнам пришли формы ренессанса, дополнившись полуциркульными арками с маленькими замковыми камнями. Да и северная башня, восстановленная с простым фронтоном, выказывает типичные формы ренессанса.

Продольный неф. По характеру своего плана Собор следует схеме орденских церквей с трёхнефной приходской церковью и однонефным хором с прямым завершением, но без крипты (подземной часовни). По первоначальной концепции приходская церковь была сделана в виде базилики с высоко расположенными окнами в среднем нефе. Над ней был выстроен простой деревянный потолок. Контрфорсы поначалу не предусматривались, они были добавлены только после появления сводов.

Церковь с тремя нефами и пятью пролётами производила впечатление простора, хотя в ней и не было того стремления вверх, имевшего место быть в южно- и западногерманской поздней готике. Но при высоте в 17 м соотношение ширины к высоте как почти 1:1,5 заслуживает внимания. Более низкие боковые нефы позволяют только угадывать историю их возникновения из прежних форм базилика. При повышении внешних стен окна были продлены, а уже имевшийся декоративный ряд был на юге продолжен в вертикальном направлении, на севере он был удвоен. Как и в нижней части западного фронта, в каждом пролёте было сделано только одно окно. Для более удовлетворительного оформления пространств между двумя контрфорсами, вбок от окон были добавлены декоративные арки (которые были закрашены раньше, а при реставрации в 1907 году были дополнены разукрашенными ажурными орнаментными формами). При перестройке под приходскую церковь были возведены новые, богато профилированные колонны, которые в основании были слегка вытянуты. И только их цоколи из песчаника остались со времён первоначальной базилики. Колонны переходили без пят в арки, нёсшие звездчатый купол из 12 частей. Купола боковых нефов имели своеобразную форму: Средняя нервюра в форме грушеобразного ребра (*) пересекала всё пространство, с обеих сторон к ней по сводам примыкали сегментные своды. После 1500 года восточный пролёт северного нефа обвалился. При повторном возведении было вновь отдано предпочтение звёздчатому своду. Внутренние поверхности стены из обожённого кирпича и колонны были оштукатурены и частично разукрашены. Уже в 1833 году на хорах и в 1863 году в приходской церкви были обнаружены настенные росписи, другие были найдены при реставрации в 1907 году.

На западном завершении среднего нефа в 1717 году было построено возвышение для органа, которое было в 1833 году расширена до певческой эмпоры. Будучи высотой чуть более 3 м, она поначалу закрывала входящему полный вид на церковный неф. Сам орган был сделан в 1721 году Йошуа Мозенгелем.

На востоке средний неф завершался триумфальной аркой, высота которой примерно соответствует высоте самого низкого хора. Первоначально здесь стоял леттнер высотой в 4 м, имевший два прохода. Позднее проём был увеличен, а на этом месте устроен алтарь в стиле ренессанса, который был расширен с добавлением элементов барокко.


Разрез по хорам. Разрез по продольному нефу.

По обратной стороне гробнцы герцогу Альбрехту. По состоянию на 1350г. (примерно)

Состояние 1340-1944 года (гробницы с 1571г)

Однонефный хор длиной в пять пролётов показывает особенно сегодня, когда его мощная кирпичная конструкция ничем не прикрыта, свой характер оборонительного сооружения. Его “оборонительная” функция использовалась французами в период оккупации в 1807 году, когда они короткое время надругались над ним, приспособив под военную тюрьму. После переустройства под нормальную церковь, которого вскоре после начала строительства потребовал Великий магистр, южная стена, вероятно, стала выше на 2,60 м выше северной. Из-за чего стропильная ферма, которая расположена над хорами несоосно, оказалась неровной. С самого начала было предусмотрено возведение сводчатых перекрытий над хорами, о чём свидетельствуют выполненные вместе с внешними стенами контрфорсы. Подпятные камни звёздчатых сводов в виде тонких колонн примыкали к стене на длину 2,80 метра.


Внутри хоры были разделены решёткой: два восточных пролёта образовывали высокий хор; с момента похорон герцога Альбрехта здесь возник княжеский склеп. Три оставшихся пролёта были доступны для всех и образовывали нижний хор, здесь был также и сиденья для хоров.


Внешне южная сторона хоров была выполнена с меньшим количеством украшений, здесь, скорее всего, раньше находилась крытая галерея. А вот северная сторона, выходившая на Альтштадт, была выполнена с использованием больших средств с профилированными окнами и контрфорсами. Верхнее завершение боковых стен по своему расчленению соответствовало поначалу планировавшейся крытой галерее. На севере это были полуциркульные, на юге декоративные стрельчатые ряды. Вместе с новой конструкцией крыши они были восстановлены в 1997 и 1998 годах.

Общая часть

Продольный разрез.

Состояние на 1907 - 1944г


Кёнигсбергский собор вряд ли является тем строительным сооружением, которое могло бы произвести впечатление своими особенно удачными пропорциями или единым художественным оформлением. Значение Собора более проявляется в качестве мощной орденской церкви, которая - в соответствии с требованиями времени - постоянно перестраивалась и формировалась по-новому со врёмен готики до времён барокко, пока в начале 20-го века не подверглась основательной реставрации в соответствовавшей тому времени манере.

Бросается в глаза большая длина 98 м, которая обозревалась лучше всего в 1994 году, когда башни снова достигли своей прежней высоты, а продольный неф и хоры присоединялись к ним в виде “низкой” руины, которая всё тянулась и тянулась в длину. Из-за вновь восстановленной очень высокой крыши это впечатление “бесконечности” притупляется, и мощь здания может быть теперь воспринята во всём объёме. В особенности южная башня с её шпилем, которая до 1997 года благодаря своей высоте представлялась в известном смысле даже в более выгодном свете, производит впечатление придавленности, подчинённости длинному церковному нефу.


В полные фантазии времена перестроек и нового оформления в конце 19-го века были проекты воздвижения обеих башен в “готическом” смысле, т. е. более высокими (что в других местах уже произошло, а в Кёнигсберге к счастью нет). Нельзя и представить себе, чтобы высокие башни смогли создать баланс с очень удлинённым нефом. Так башенная сторона со шпилем и шанцом являются всего лишь показной витриной в лучшем смысле этого слова: начавшись с готического стремления ввысь с высокими рядами окон и узкими декоративными арками над ними представленными наверху в эпоху ренессанса, это стремление успокаивается широким фронтоном северной башни и компактными полуциркульными окнами южной башни. Ну а далее в качестве точки над “i” на всём стоит двенадцатиугольная надстройка южной башни с её острой пирамидальной крышей - элементы, которые ещё раз привязываются к готическому стремлению ввысь.

Пристройки

Как и все средневековые церкви, собор в Кёнигсберге обрёл несколько пристроек:

Часовня для крещения была пристроена в 1595 году. Два контрфорса северной стены продольного нефа были связаны друг с другом, а всё помещение было перекрыто деревянным сводом. В качестве разделяющей стенки от бокового нефа была взята форма, типичная для ренессанса: на парапете были поставлены в два ряда одиннадцать стройных ионических колонн с античной системой балок. Проём посередине венчался полуциркульной аркой.

Ризница была пристроена в углу между южной стеной бокового нефа и хорами. Она состояла из собственно ризницы со сводом и вспомогательного помещения, доступ к которому был возможен только снаружи. На стенах основания обеих помещений нынче возникла вспомогательная комната для технических приспособлений, выполнения из кирпича другого типа.

Профессорская усыпальница. С 1558 года все профессора стоявшего напротив университета имели право быть похороненными в открытой галерее по северной стене хора. Иммануил Кант был в 1804 году последним, кто торжественно нашёл здесь свой вечный покой. В 1809 году был возведена открытая прогулочная галерея, но из-за плохого состояния она была снесена в 1880 году. Над местом захоронения Канта был воздвигнут маленький зал с двумя фронтонами в готическом стиле, который, правда, вскоре тоже пришёл в негодное состояние. И только на великий юбилей Канта в 1924 году на том же месте было воздвигнуто новое достойное сооружение.

Сегодняшнее состояние

Внешний вид собора с помощью реставрационных работ большей частью восстановлен (если не принимать во внимание состояние кирпичной стены, неудовлетворительные работы по её улучшению и не всегда правильно выбранную форму и материалу покрытия контрфорсов, крыши, шпиля башни и ризницы). Окончательная реставрация внешней части стены началась в 1999 году, при этом места с недостаточно хорошим исполнением во времена ранних реставраций должны быть также обновлены.

Во внутренней части хоров и приходской церкви (оба перекрыты крышей из лёгкой металлической конструкции, боковые стены закреплены стальной конструкцией) можно было видеть ужасающее состояние, в котором Собор был ещё в 1976 году при начале работе по консервации или в 1990 году, начале собственно восстановления.

Всё весьма богатое внутреннее убранство сгорело ещё в 1944 году, своды обвалились один за другим, стены из обожённого кирпича представляются голыми без штукатурки, боковые стены, хотя ещё имеются, но стоят криво и при высоте в 17,7 м отклонились от вертикали до 42 см. Даже поначалу сохранившийся пол был разрушен при первых работах по консервации. Эпитафии на стенах, которые вышли из войны относительно целыми, только в последующие годы были разрушены до неузнаваемости.

Но кривизна внутренних стен не является следствием отсутствия работ по их поддержанию, это проблема, которая с самого начала работ по возведению собора в 14-м века доставляла хлопот. Строительный грунт острова на Прегеле состоит из земляной насыпи, 3-4 метрового слоя торфа, а под ними идёт шлам и песок-плывун. Эти слои отнюдь не могут быть несущими. Внешние стены стоят на арочных устройствах, и только колонны, скорее всего, стоят на сваях.

Интерьер

Памятник герцогу Альбрехту по сотсоянию на 1945г.

Это я.))) Таким запомнило его наше поколение............


Упомянутый богатый интерьер, постоянно обогащавшийся с 14 по 19 век, был в 1944 г. и первые послевоенные годы почти полностью уничтожен. Остались только части отдельных эпитафий и склепы в стене.

Почти вся восточная стена по-прежнему занята памятником герцогу Альбрехту (он остался почти без повреждений после бомбардировок, но потом все фигуры, гербы, колонны и прочие украшения были растащены, на сегодня остался только голый архитектурный каркас - 11 м высотой, 12,5 м шириной). Этот памятник считается одной из главных работ скульптора Корнелиса Флориса из Антверпена (1513 - 1575), он был сделан в Антверпене. Герцог Альбрехт умер в 1568 году, на памятнике стоит год 1570, а установлен он был в 1571 году. Образцом служили итальянские могилы расцвета ренессанса, которые в свою очередь корнями уходят в Древний Рим.

Среднюю часть образует большая полуциркульная ниша, окружённая по бокам четырьмя маленькими нишами, перед которыми расположены коринфские колонны с конструкцией перекрытия. Роскошный саркофаг стоял в большой нише, на его плите стоял на коленях герцог, молившийся перед алтарём. В боковых нишах стояли аллегорические фигуры. Под завершавшим всё фронтоном находилось очень реалистичное изображение Страшного Суда. Фигуры были сделаны из белого алебастра, архитектурные части из бельгийского известняка.

Из более чем 100 эпитафий, прежде расположенных на внешних и внутренних стенах, сохранились только немногие. Внутри кроме памятника Альбрехту на хорах на южной стене можно видеть только остатки двух эпитафий. Плиту для эпитафии князю Богиславу Радзивиллу (умер в 1669 году) и его супруге Анне Марии, урожд. княжне Радзивилл (два больших венка с надписями и два бюста в натуральную величину отсутствуют); потом архитектурный остов эпитафии герцогине Анне Марии, второй супруги герцога Альбрехта (умерла в 1568 году); и здесь недостаёт надписей и фигурных украшений.

Изображённая ниже круглая лестничная башенка в сенях уже упоминалась. Квадратные колонны дают возможность видеть винтовую лестницу. В нижней части и под крышей полуциркульные своды так переплетены друг с другом, что из них образуются маленький стрельчатые своды. Бёттихер писал: что “башенка так оригинально придумана, что ничего похожего поставить рядом нельзя”. Переплетённые в виде стрельчатых сводов арки - одно из изобретений норманнской архитектуры на Сицилии в 11-м и 13-м веках.

Эпитафии

лучше сохранились на внешних стенах, так как они в большинстве своём не содержат никаких роскошных архитектурных деталей и никаких фигурных украшений, а просто вправлены в стену в виде плит. Они отреставрированы и законсервированы в 1995/96 годах.


Начнём с южной стороны собора:

Снаружи на последнем, восточном пролёте продольного нефа в нижней части декоративного окна закреплена простая табличка в честь Сары Брегелиа; она состоит только из надписи, обрамлённой в рамку.

Дальше, уже на внешней стене хоров во втором пролёте (к востоку от пристройки бывшей ризницы) есть хорошо сохранившаяся (хотя и в трёх местах разломанная) эпитафия Сюзанны фон Калькштайн. Над надписью два герба; плиту обрамляет изречение в виде рамки по всем четырём.


У пятого, последнего пролёта хоров находится эпитафия канцлера Йоханна фон Кройтцена и его жены Йеофемии, урождённой Дамерау; над надписью видна сама пара, на нём рыцарские доспехи, а на ней длинное платье и ожерелье вокруг шеи; выше ряд гербов.


Теперь перейдём к восточной стене хоров: там висит, вблизи от кантовского портика, хорошо сохранившаяся эпитафия Урсулы фон Пудлитц, урождённой фон Грюнберг, супруги благородного господина Ведиго Раймар цу Пудлитц, год смерти - 1612. Над надписью в углублении вправлены оба герба.

Другие эпитафии находятся на обращённой к городу северной стороне Собора. В предпоследнем пролёте (рядом с могилой Канта) на внешней стене сильно размытая эпитафия Альбрехта барона фон Киттелитца, регента и ландхофмейстера (можно с трудом распознать фигуры со сложенными руками).

Следующая эпитафия расположена на стене хоров и сохранилась лучше, она посвящена Коэлестину Ковалевски (располагавшийся над надписью медальон ныне отсутствует).

Ну и под конец во втором пролёте стидим хорошо сохранившуюся эпитафию Андреаса Фабрициуса. Она оформлена богаче с гербом посередине, обрамлённым сводом эпохи ренессанса. На ней также изречение, которое заключает как рамка всю плиту по четырём сторонам.

На северной стене продольного нефа на пятом восточном пролёте расположены сразу две эпитафии: первая не идентифицирована и состоит только из рамки. Вторая рядом, богато оформленная, посвящена Маттиасу Стоиусу. Эта напоминает своим разделением на две части и маленьким фронтоном поверху эпитафии в церковном помещении.

Последняя эпитафия расположена слева от окна 4-го пролёта (пролёта восточнее часовни для крещения) и посвящена Кристоферу Пройссу и его супруге Йеофемии Столпиане. Она обрамлено бросающейся в глаза рамкой.

Внутри хоров на полу находилась могильная плита великого магистра Тевтонского ордена Лютера фон Брауншвайга (поначалу она было временно обнесена досками). Эта плита с надписями в нескольких местах разломана. В 1998 году она была сфотографирована для реставрации.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то