Катаемся на диких слонах в провинции даклак, вьетнам. Деревня короля слонов: Buon Don в провинции Даклак Ли слоны во вьетнаме

В 15 минутах езды на байке от Фантьета находится небольшое поселение Муйне. Здесь можно увидеть аутентичные жилища и понять, как протекает жизнь вьетнамского населения. Это совсем другая вселенная, отличная от туристических городов.


Поймать волшебство у ручья фей (Fairy Stream).

Окруженный яркими тропическими деревьями и красными песчаными дюнами вблизи деревушки Муйне протекает ручей Фей.

Пейзажи этого места неземные и напоминают чем-то Марс. Это безумно фотогеничное место, которое заканчивается небольшим водопадом. Про ручей Фей надо сказать, что это то самое место, ради которого стоит приезжать на Фантьет.

Побаловать себя массажем, сделанным слепым человеком.

В одном из салонов Муйне всего за 4 доллара вам сделает массаж абсолютно незрячий человек. Этот массаж все еще считается экзотикой для туристов. Он не дорог, нестандартен и немного экстремален. В чем экстрим? Не каждый готов доверить свое тело слепому. Но, тем не менее, массажисты подобного типа очень хорошо проминают кости, а посетители ходят на сеансы на протяжении всего отпуска.


Полюбоваться на долину лотосов.

Находится неподалеку от Муйне и попасть туда можно за полчаса, арендовав байк (20 долларов в день, на наличие прав никто не смотрит). По дороге попадаются приятные карьеры с красным песком, а приезжая на место понимаешь, что тебя окружили песчаные дюны, сложенные охапками прутья и озера с цветущими лотосами.

Приблизиться к природе в Безумном доме (Crazy House).

Безумный дом находится в курортном городе Далат, в 160 километрах от Фантьета. Этот причудливый дом создала архитектор по имени Данг Вьет Нга – дочка партийного вождя, прожившая в Москве 14 лет. Дом максимально приближен к природе – ветки, пни, камни, цветы и деревья пробиваются сквозь окна. Своим строением архитектор попыталась призвать людей под лоно природы, встать на ее защиту. Остановиться в таком доме-отеле можно за 80 долларов в сутки.

Посетить Рыбацкую гавань в Муйне.

Рыбацкая гавань в Муйне дико фотогеничное место, где можно сделать шикарные снимки вьетнамцев на фоне рыбацких лодок.

Попасть в гавань можно своим ходом, взяв в аренду велосипед. Из Муйне ехать около 15 минут.

Попасть на рыбный рынок Конча.

Рыбный рынок с необычным названием Кон Ча считается самым крупным на Фантьете. Если прийти сюда, то можно увидеть как проходит процесс разделки рыбы.

Приехать на рынок стоит как можно раньше, так как именно в самые ранние часы в порт Фантьета приходят суда с только что отловленной порцией рыбы. А попробовать рыбку можно в Боке, небольших ресторанчиках на набережных города.

Покататься на слонах в слоновьем питомнике.

Если давно хотели покататься на слоне, то мечты могут воплотиться в реальность в одной из слоновьей фермы во Вьетнаме. Многие питомники представляют собой благотворительные фонды и заповедники, персонал которых заботятся о животных и помогают выжить в неволе.

Такие заповедники находятся в тропических лесах и предлагают идеальные условия для жизни и развития слонов.

Подняться на гору Таку к лежачему Будде.

Гора Таку находится в 30 километрах от Фантьета и здесь считается священной. Гора Таку – это целое сборище храмов, пагод и статуй, которые строятся и по сей день.

Подняться на гору можно на фуникулере, заплатив за билет 7 долларов. В билет будет включен подъем и вход в сам комплекс. Так же на гору можно подняться и пешком, но на это занятие у вас уйдет не меньше двух часов.

На вершине горы находится все самое интересное. На высоте более 700 метров разлегся самый большой в стране Будда. Его длина около 50 метров. Добраться до Таку из Фантьета удобнее всего арендовав байк.

Съездить в Нячанг.

Нячанг считается пляжной столицей Вьетнама, и приезжать сюда стоит не на один день. Здесь безумно красивая природа и интересная история, здесь можно увидеть катакомбы, оставшиеся с военных времен и изумительные Тямские башни По Нагар.

Море пагод, храмов и статуй видны из многих точек города. Отдыхая здесь, не забудьте посетить аквапарк, вьетнамский Диснейленд Vinpearl Land, океанариум и цирк. Вечером же проводится шоу поющих фонтанов.

Сам город окружили горы и живописный залив, который входит в список самых красивых заливов мира. Огромный пляж Нячанга растянулся на семь километров вдоль моря. Это муниципальный пляж и за вход не нужно платить. Путешественникам здесь всегда будет чем заняться: виндсерфинг, каноэ, парасейлинг, парашютинг – все в их распоряжении.

Попасть на остров Обезьян в Нячанге.

Остров Hon Lao – самый обычный остров, если не принимать в расчет более одной тысячи приматов. Обезьяний остров находится в 20 километрах от Нячанга, и когда-то был большим обезьяним питомником, который выращивал мартышек ради науки.

Бедные звери эксплуатировались для лабораторных экспериментов. Когда лавочку прикрыли, часть мартышек вывезли, а остальные разбежались по тропическим лесам. А те, что остались, со временем адаптировались и чувствуют себя хозяевами острова. Чтобы увидеть зверюшек придется выложить всего 3,5 доллара.

Окунуться в природный мир национального парка Пренн.

Национальный парк Пренн находится неподалеку от Далата. Его территория живописна и ухожена. В парке с гор спускается водопад, который образует изумительное озеро. Здесь путешественники катаются на лодках, на страусах, конях и слонах. Сюда приезжают расслабиться и погрузиться в свои думы.

Увидеть как растет кофе.

Отдыхая во Вьетнаме, не забудьте заехать на плантации кофе и черного перца. Такие плантации растянулись вдоль всего пути от Фантьета до Далата. Они зелеными рядами покрыли холмы и окружили их своими низенькими деревьями.

Для фанатов кофе плантации станут приятным воспоминанием. Во-первых, вы наконец-то узнаете как растут зерна вашего любимого напитка, во-вторых, вы увидите как заваривается вьетнамское кофе и узнаете о происхождении сорта «Лювак», самого дорогостоящего кофе в мире.

Полюбоваться на башни Чамов вблизи Муйне.

Башни Чамов Тап Пошану считаются самой интересной исторической достопримечательностью на Фантьете. Нельзя сказать, что это место сильно примечательное, но не посетить его никак нельзя. Башни когда-то входили в состав одного большого храма, построенного в честь Шивы. Но несколько столетий назад храм сильно пострадал, а уцелели только эти 3 башни. Местные рыбаки сюда спешат просить об удачной ловле, а по потолку летают летучие мыши. Внутри находится алтарь с парой лингамов и памятник вьетнамским войнам.

Добраться до маяка Ке Га.

Маяк Ке Га считается самым большим во Вьетнаме, его высота больше 60 метров. Маяк представляет собой конструкцию из гранита, завезенного из Франции, а со смотровой площадки откроется красивый панорамный вид. Вход стоит всего 1 доллар.

Поблуждать по Красному каньону.

Красный каньон находится вблизи Муйне, по дороге в сторону белых дюн. Это место легко проехать, так как оно представляет собой небольшую трещину в земляной коре. Но если спуститься вниз, то его масштаб его впечатлит любой глаз.

Заглянуть в парк скульптур из песка Forgotten Land.

Если вам всего этого будет мало, то загляните в парк скульптур Forgotten Land. Это совсем новая достопримечательность Фантьета. Художники и скульпторы из разных стран создали из красного песчаника настоящее волшебство. Скульптуры отражают знаменитые сказки, мифы и легенды.

В провинции Даклак можно покататься на настоящих диких слонах. А точнее не покататься, а переплыть озеро, сидя на его спине. Это было одно из самых ярких впечатлений за последние несколько месяцев.

Мне всегда казалось, что на слонах катаются бессердечные люди. Особенно мне было жалко слонов, на которых взгромождаются тучные туристы. И даже тот факт, что слоны в Азии издавна использовались в битвах, меня не успокаивал. Поэтому ранее у меня даже желания не возникало забраться на это милое животное. Но вот поплавать на слоне – это уже совсем другая история. Тут уж я никак не могла устоять!

Провинция Даклак знаменита как раз именно прогулками на слонах по озеру. По крайней мере, это самая распространенная экскурсия в её окрестностях. Добраться туда можно только на байке, ну, или на туристическом автобусе. Но все-таки лучше поехать самостоятельно. Во-первых, это намного интересней, а во-вторых – намного дешевле!

Где находится «прокат» диких слонов

Чтобы покататься на слонах придется преодолеть ни один десяток километров. Мы выехали в 7 утра и ехали на байке примерно около часа. Дорога была практически свободна, что мне показалось очень странным. Обычно жизнь во Вьетнаме в этот ранний час уже в самом разгаре.

Где купить билеты

  • Билеты на это интересное развлечение можно купить на ресепшн в отеле LAK. Персонал с трудом говорит на английском, но с помощью жестов с ними все же можно объясниться.

Стоимость билетов в отеле LAK: $35

Отель «LAK» на карте мира отмечен в конце статьи

  • Если проехать мимо «LAK», то можно сэкономить $10, так как «прокат» слонов находится на самом деле в нескольких километрах от отеля. Там уже продают билеты от первого лица – за $25. По словам вьетнамца, который там работал, гостиница «LAK» арендует их слонов за более высокую стоимость.

Стоимость билетов: $25

Время работы: покататься на слонах можно в любое светлое время суток

Длительность прогулки: час

«Прокат слонов» на карте мира отмечен в конце статьи

Как кататься на слоне

Нам достался чудесный, умный и острожный слон по имени Ихо, которому исполнилось не так давно 44 года. Для слонов это достаточно солидный возраст, поэтому я была спокойна за нашу безопасность. Все-таки взрослый слон глупостей делать не будет. Ихо ко всему прочему ещё и симпатичный, причем, он сам об этом знает. И как только я достала фотоаппарат, он тут же стал мне позировать.

Ихо родился с одним бивнем. Посмотрите, как он любит бананы! Кстати говоря, Ихо предусмотрительный и запасливый слон — взял с собой на дорожку бананов в хоботе. Все- таки не первый день плавает.

Урок первый: дело привычки

Ихо, как и все слоны, ходит очень вальяжно. С низу может показаться, что нет ничего проще, чем залезть на слона, расслабиться и насладиться прогулкой. Но не тут-то было. Несмотря на то, что сиденье надёжно прикреплено к спине, мне казалось, что я участвую в родео. И как бы мне не нравились слоны и Ихо в частности, я все-таки не понимаю, почему все люди постоянно пытаются залезть на них?

Урок второй: не мешай слону есть

По дороге к озеру Ихо решил немного перекусить. В очередной раз поражаюсь силе слона! Мне веточку-то сложно сорвать с куста, а он своим хоботом захватил целую охапку! Мы простояли около 10 минут, видимо, у очень вкусного дерева, боясь пошевелиться. Вдруг Ихо рассердится, что мы его торопим и поскачет в озеро, а не пойдет?

Урок третий: ощути азиатскую экзотику!

Кататься на слоне по озеру – это настоящее приключение. Конечно, немного страшновато довериться такому большому животному, но Ихо выглядел очень надежным другом. Только на озере я ощутила всю прелесть происходящего!

Урок четвертых: смело управляй!

Наконец-то мне передали бразды правления слоном! Я перебралась со спины на голову, так сказать, на полном ходу. Правда, отпустить ручку сиденья я так и не смогла. Было очень и очень страшно! Причем, Ихо видимо понял, что на его спине происходят какие-то перемещения, и в тот момент, когда я все же уселась на голову, он стал фыркать, махать хоботом и даже топнул ногой. А если учесть, что все это происходит в воде, то все выглядит ещё опаснее. Но, опасность – мое второе имя, поэтому я просидела во главе слона где-то 5 минут, пока рука окончательно не затекла.

У специально обученного человека это получалось значительно лучше. По моим наблюдениям для равновесия необходимо плотно держать ноги за ушами слона. Но это проще сказать, чем сделать.

Урок пятый: плавай как слон!

Ихо великолепно плавает! На фоне сухопутного передвижения, казалось, что он не плывёт, а стоит на месте. Его выдавало лишь приближение берега и плавное движение ног. Да и сам Ихо был крайне рад оказаться в воде. Как будто вода – это и есть его стихия. И да, нас наконец-то перестало трясти.

После этой поездки я по-другому стала относится к слонам и сильно зауважала этих умных и сильных животных. Очень интересно понаблюдать за его движениями, посмотреть, как он ведет себя в природе и даже понять его характер. И все же больше на слонах я кататься не буду. Мне кажется, что их место в диких джунглях, а не под попами туристов.

Туристы непременно желают включить это развлечение в программу путешествия по Вьетнаму.
Чтобы получить удовольствие, а не разочарование, важно сразу же определиться – чего именно вы ожидаете от такой прогулки.

Максимум комфорта, минимум экстрима

Если вы желаете сделать эффектное селфи, не покидая зону комфорта, лучше отправиться в Далат. В парке Пренн существует отлаженный аттракцион – отличный вариант для первого близкого знакомства со слонами. Прирученные животные очень миролюбивы, охотно принимают угощения.
Опытные погонщики ведут слонов по определенному маршруту, который проходит в живописных окрестностях парка. Наездники могут полюбоваться местными пейзажами и получить легкую дозу адреналина – на отдельных этапах маршрута со сложным рельефом.

По джунглям и водам

Если душа просит настоящего экстрима, поезжайте в Даклак. В джунглях и парках этой вьетнамской провинции обитают стада диких слонов. Они немногочисленны, и увидеть их туристам удается разве что в сезон дождей – май - октябрь. В этот период дикие животные выходят к местам водопоя, за ними можно понаблюдать.
Местные жители отлавливают и приручают четвероногих гигантов. Слоны становятся помощниками по хозяйству и приносят неплохой доход в туристическом бизнесе.
Прогулки на слонах в провинции Даклак включают путешествие по суше и воде. Сухопутная тропа заканчивается на берегах озера Лак или горной реки Серепок.
Далее следуют «водные процедуры». Под управлением погонщика слон вплавь перемещает своих седоков через водоем. Получается – катание с купанием. Воды вьетнамских озер и рек исключительной прозрачностью не отличаются, что добавляет экстрима.
Можно заказать верховую прогулку в джунгли на целый день. Местные проводники предложат маршруты для любителей острых ощущений – по пересеченной местности, с посещением колоритных вьетнамских поселков и экзотической рыбалкой.

В Буон Дон – за уникальными впечатлениями и мужским зельем

В Даклак едут, чтобы посмотреть на уникальное шоу – фестиваль слонов, который проводится в слоновьей деревне Буон Дон в третьем лунном месяце, раз в два года. Животные на радость зрителям участвуют в различных соревнованиях – плавают, «бегут» на скорость, играют в футбол, перетягивают грузы, бросают бревна. Команды четвероногих участников представляют близлежащие деревни.
Прокатиться на слоне во Вьетнаме можно не только в раскрученных туристических районах. В деревнях провинций Контум, Дак Нонг, Лайтяу, Дьен Бьен, Бинь Туан приезжим предоставят такую услугу по сходной цене. Некоторые семейства содержат слоновьи мини-фермы.
Самая знаменитая деревня слонов – Буон Дон. Здесь можно не только увидеть уникальное шоу, но и познакомиться с жизнью легендарного охотника Ама Конга.
Отважный и ловкий «король слонов» поймал и воспитал 360 диких животных. В последний раз выходил на охоту в 86 лет и привел в деревню 7 плененных гигантов. Примерно в этом же возрасте Ама Конг женился в пятый раз на местной юной красавице 25 лет.
Секрет мужской силы и долголетия Конга (а прожил он 102 года) – в чудодейственном зелье, которое изобрел сам охотник. Жители Буон Дон уверяют, что знают рецепт и предлагают волшебный эликсир туристам.

Во Вьетнаме обитают слоны вида Азиатский слон (лат. Elephas maximus) семейства Слоно́вые (лат. Elephantidae). Это самое большое животное в Азии. На Земле по размерам их превосходят виды Саванный слон и Лесной слон, обитающие в Африке.
Всего вид Азиатский слон насчитывает 4 подвида: индийский, шри-ланкийский, суматранский, борнейский. Некоторые ученые склонны рассматривать слонов из Вьетнама и Лаоса отдельным, пятым подвидом.

Слон для катания туристов в городе Далате во время кратковременного отдыха

Слон на параде в старинной столице Вьетнама, городе Хюэ. Рисунок, 19 век. Слоны использовались в армиях во Вьетнаме до середины 20 века.

Слоны считаются животными с высоким уровнем интеллекта. Они опознают себя себя в зеркале, используют некоторые предметы в качестве примитивных инструментов, обладают хорошей памятью.

Одной из особенностью тела слона, наряду с хоботом, являются его большие уши. У азиатских слонов они меньше, чем у африканских. Но все же они непропорционально большие по отношению к черепу и всему телу если сравнивать с ушами других животных в джунглях.
Еще в 1877 г. американский зоолог Аллен обратил внимание на взаимосвязь между климатом и строением тела млекопитающих родственных видов. Чем холоднее климат, тем меньше у них выступающие части тела относительно общих его размеров. Чем теплее климат, тем длиннее уши, хвосты и ноги. Это связано с теплообменом. Через хвосты, уши и конечности идет активная теплоотдача. Там, где жарко, выступающие части помогают быстрой отдаче тепла в атмосферу. В этом больше всего нуждаются именно очень крупные животные так как у них производится много тепла внутри. Таким образом, огромные уши просто жизненно необходимы слонам.

Диких слонов во Вьетнаме осталось очень мало. В 20-м веке ареал их распространения во Вьетнаме был широк: от границ с Китаем на севере почти до г. Хошимина на юге (в дельте Меконга они не встречались). Еще в начале 80-х годов 20-го века их насчитывалось во всей стране примерно две тысячи особей. К 2010 г. осталось немногим более ста особей, живущих в десяти стадах. Ареал распался на очаги обитания. Самые крупные очаги остались в трех провинциях: Нге Ан, Донг Най и Дак Лак. В последней провинции особей больше всего - примерно 50.

Вьетнамские слоны живут в субтропических и тропических лесах (джунглях). Они предпочитают светлые леса с густым подлеском из кустарников и бамбука. Поля фермеров постоянно отвоевывают все новые площади у джунглей. Слоны становятся агрессивнее потому что сужаются их возможности по добыванию пищи и учащаются нападения на них браконьеров. В ответ слоны иногда заходят на поля фермеров и вытаптывают насаждения. Те особи, которые находятся в неволе и используются в различных сферах человеческой деятельности, тоже нередко проявляют агрессию.

Браконьеры охотятся на слонов кроме преследования цели добыть бивни еще из-за поверия, что украшения из волос слоновьего хвоста приносят удачу.

Одомашненные слоны

В прежние годы прирученных слонов использовали во Вьетнаме в экономике так же, как и в других странах: на заготовке древесины и для транспортировке тяжелых грузов. В настоящее время - только в сфере туризма и развлечений.
Во вьетнамской армии слоны были боевым средством в течение многих веков. В 15-м веке они помогли вьетнамской армии отразить вторжение монголов. Последнее использование слонов было во время Вьетнамской войны, причем, обеими противоборствующими сторонами - северянами и южанами. Северяне транспортировали на них военные грузы, а южане осуществляли патрулирование в джунглях. Вероятно, это было последнее применение слонов в военном деле во всей истории.

Ближайшим местом к популярным курортам, где туристам можно увидеть слонов и поездить на них, является город Далат. Эти слоны, конечно, находятся в неволе. Их интенсивно эксплуатируют, поэтому животные быстро истощаются и умирают. В неволе они не оставляют потомства потому что для спаривания им нужны только отдаленные безлюдные места. В сутки для слона из-за его большой массы требуется в пищу 300 кг травы и несколько сотен литров воды. В условиях джунглей слоны сами могут найти себе столько пищи. А погонщики, эксплуатирующие слонов для туристов, не могут предоставить животным достаточный и полноценный корм. Слоны нуждаются в растительной пище из джунглей, которую они употребляли миллионы лет. Она содержит больше для них необходимых биологических веществ и микроэлементов, чем та баланда, которой их кормят хозяева.

В провинции Даклак один раз в два года проводится фестиваль слонов, во время которого устраиваются гонки слонов, игра слонов в футбол и другие аттракционы. В другое время на них просто катают туристов, причем и на дальние расстояния.

Начиная примерно с 2000 г. в горной местности южного и центрального Вьетнама многие семьи стали держать слонов в домашних хозяйствах в большем количестве, чем в прежние годы. Преимущественно, этим занимаются представители национальных меньшинств, проживающие в этом регионе. Многие семьи имеют в хозяйстве по 5-10 слонов. Слоны лояльны к людям. Как правило, они признают верховенство человека.

Национальные меньшинства считают одомашненных слонов членами семьи. Люди этих общин заботятся о больных особях, хотя это довольно накладно.

Изредка у прирученных слонов появляется потомство. Хозяева отпускают пару слонов в джунгли на 1-2 месяца для заведения потомства. Ведь самке во время беременности нельзя опускаться на колени для того чтобы на ее спину загрузили груз или пассажиров. После родов она не может интенсивно использоваться 3-5 лет. В то же время, из слонов стараются выжать максимум прибыли. Например, за один час катания турист платит $25-30. Поэтому лишь немногие хозяева даже временно отпускают своих слонов на волю для спаривания.

Отсюда до границы с Камбоджей всего несколько часов пешего хода. Утоптанная слонами дорога делает резкий поворот - чтобы не покидать вьетнамской территории. Роскошные заросли бамбука, типичного для этих мест растения, поражают разнообразием. Здесь и желтый цвет всех оттенков, и нежная зелень только что проклюнувшихся ростков, и коричневая теплота толстенных стволов - некоторые из них достигают высоты четырехэтажного дома. Двигаться по тропе трудно - все вокруг заросло густым кустарником; его жесткие, похожие на железные когти колючки нещадно царапаются - наши руки долго еще потом болели от этих ран.

Переходим еще одну из речушек - в этот период они довольно мелкие - и видим маленькое кладбище. По краям его расставлены молчаливые стражи - деревянные скульптуры в виде стилизованных фигурок животных, в частности, слона. Сверкающе-белый череп буйвола, который призван отгонять злых духов, как, впрочем, и другие символы, говорит о том, что место святое. А несколько больших, вкопанных в землю амфор, содержащих приношения для богов, указывают на то, что где-то поблизости живут люди - в некоторых сосудах мы видим свежие фрукты. Так оно и есть: еще десять минут пути, и весь наш караван, слоны и люди, входит в маленькую, построенную на сваях деревню - к большому удивлению ее обитателей.

Зярай - одно из 54 живущих во Вьетнаме меньшинств. Много веков они сохраняют в нетронутом виде свой первозданный образ жизни. Им это удается благодаря тому, что обитают они в труднодоступных местах вьетнамских джунглей, и все неоднократные попытки "вьетнамизировать" эти племена, которые предпринимали власти, окончились неудачей. Мужчины зярай низкого роста, их кожа своим цветом напоминает амбру. Вся одежда состоит из набедренной повязки. Женщины ходят с обнаженным торсом. Как только наша экспедиция вступила на территорию деревни, местные жители с любопытством окружили необычных гостей - только дети держались поодаль, боясь подходить к людям невиданной расы. Это понятно: маршрут нашей экспедиции на слонах пролегает по запрещенной для иностранцев зоне. Зярай не говорят по-вьетнамски, и поэтому нам необходим переводчик - с местного на вьетнамский. Мы привезли его из Плейку. Он быстро говорит о чем-то с пожилым человеком, кажется, старостой деревни.

Потом другой переводчик - с вьетнамского на русский - Вао - говорит нам: в деревне нам рады. И подтверждает то, что мы уже прочли по глазам окруживших нас жителей: мы первые белые люди, ступившие на территорию, где они живут.

Понемногу узнаем, что эта маленькая народность, обосновавшаяся здесь две тысячи лет назад, всегда отказывалась участвовать в военных конфликтах. Да, они снабжали вьет-конговцев продуктами, но только потому, что те силой заставили их. А вообще у них хорошие контакты с другими племенами, которые населяют равнину за пределами джунглей. Зярай предлагают им табак, лекарственные растения, меди другие продукты леса, а сами получают в обмен металлические изделия, сельскохозяйственные орудия.

Глава деревни приглашает нас в свою скромную бамбуковую хижину. Внутри темно, попахивает дымом, но глаза скоро привыкают. В углу - сложенный из камней очаг и все необходимое, чтобы готовить пищу, довольно большой набор ножей самых разных размеров, орудия для охоты и рядом с очагом - циновки для отдыха. Внутри хижины - приятная прохлада. Мы приехали сюда зимой, но если по ночам температура довольно низкая, то днем она сменяется нестерпимой жарой.

Хозяин дома подвигает к нам сосуд, наполненный "жиу ге" - алкогольным напитком из перебродившего риса. Пьем по очереди, пользуясь одной-единственной рисовой соломинкой. По традиции, этим напитком угощают во время ежегодных празднеств и других торжеств или когда появляется совсем незнакомый гость. Тем временем одна из женщин готовит рис, который затем подают вместе с кусками курицы и соусом "ныуок-мам" - его варят из рыбы и овощей. Переводчик передает нам слова хозяина, который очень огорчен тем, что не может угостить нас змеиным мясом, лягушачьими лапками и обезьяньими мозгами - любимыми лакомствами зярай.

Альберто, самый молодой член нашей экспедиции, вообще-то не пьет, но вот "жиу ге" время от времени потягивает. И правильно делает: этот напиток значительно менее опасен для здоровья, чем, например, речная вода. Так же и Игорь, сначала не очень-то благосклонно относившийся к этому продукту перегонки риса, теперь его пьет с удовольствием.

Сосуд с соломинкой уже сделал несколько кругов, и хозяйка дома становится очень веселой. В какой-то момент в приступе громкого смеха она демонстрирует всем свои сточенные почти до основания передние зубы, пеньки которых выкрашены черным. Зрелище поистине ужасное. Невозможно угадать, сколько лет этой женщине. И когда она говорит о своем возрасте, о том, что вышла замуж, когда там, в долине, еще падали с неба бомбы, - в это трудно поверить.

Улыбаюсь, чтобы скрыть свои чувства, и пытаюсь сделать несколько снимков... Узнаю, что традиция протыкать мочки ушей и вставлять в отверстия бамбуковые палочки, а также стачивать и выкрашивать в черный цвет зубы - все это часть ритуала, означающего вступление во взрослую жизнь.

Наша Суан, девушка редкой грации и красоты, которая учится на третьем курсе Ханойского университета, качает головой и уже во второй раз выражает на своем ломаном русском языке удивление - до сих пор она просто не могла представить, что в ее стране существует такая жизнь. Время от времени она с любопытством спрашивает о чем-то хозяина, но каждый раз вместо ответа получает лишь улыбку и покачивание головой - он явно не понимает, о чем ему говорят.

Я никогда не мог представить, что во Вьетнаме на пороге 2000 года мне доведется встретиться с представителями первобытных племен, жизнь которых отмечена самой крайней простотой. Здешние охотники пользуются теми же арбалетами и отравленными стрелами, а рыболовы такими же сетями и ловушками, которыми пользовались и их предки. Лес удовлетворяет все их нужды, разве что за редкими исключениями. Они получают здесь все - от материала для строительства жилищ до дичи и фруктов. Например, из коры некоторых растений выделывают нечто вроде циновок, которые и подкладывают под корзины, укрепляемые на спинах слонов. Та же кора дает нити, из которых ткут грубые ткани.

Следующий день подарил нам уникальное зрелище: мы были свидетелями жестокого ритуала. Среди многих племен этого региона распространено разведение буйволов - но не столько для работы и не ради мяса, а для жертвоприношений. Буйвол считается самым дорогим даром.

С первыми лучами утренней зари в воздухе разливается ощущение чего-то торжественного. День солнечный, небо цвета темной лазури. Церемония начинается где-то около полудня. Посреди деревни вкопаны в землю несколько толстых бамбуковых стволов, крепко связанных между собой. Сверху каждый ствол богато украшен. К стволам привязывают буйвола - мощное животное с огромными рогами, весящее не менее трех тонн. Призывные крики, дробь барабанов, удары священного гонга, рев животного - все это смешалось в один дикий, невообразимый вихрь звуков. Обезумевший от страха буйвол яростно мечется, пытаясь освободиться. Музыка и крики постепенно утихают, буйвол стоит как вкопанный, раздувая ноздри, - он чувствует приближающуюся смерть. Двое мужчин, держа в руках остро заточенные ножи с непомерно длинными рукоятками, подкрадываются к животному и двумя точно рассчитанными движениями мгновенно перерезают ему сухожилия передних ног. Испустив ужасный крик, буйвол падает на колени, и тут на него обрушивается град стрел - стрелки тщательно целятся, чтобы не попасть в жизненно важные места. Всеобщая экзальтация, крики - и несчастная жертва умирает в страшных мучениях. Для жителей деревни это великий день, для нас же - просто ужасный, вызывающий содрогание спектакль. Зярай считают, что чем больше страдает приносимый в жертву буйвол, тем лучше: тем дальше уйдут от деревни злые духи, причина всех несчастий. Праздник заканчивается обильным угощением - и все это происходит в двух шагах от залитой кровью площадки.

Жизнь зярай делится как бы на два этапа. Десять месяцев они работают на рисовых полях, возделывают сладкий картофель, маис, другие зерновые культуры, маниоку, табак, а два месяца занимаются строительством и починкой своих хижин, изготавливают глиняную посуду, плетут корзины и, повалив большое дерево, долбят каноэ. А также празднуют свадьбы. Время от времени мужчины ходят на охоту и, как правило, приносят оленя либо антилопу.

Спрашиваю, есть ли здесь тигры, - я слышал о них, когда много месяцев назад путешествовал по Камбодже и забрел в места, расположенные недалеко отсюда. Мне говорят, что несколько лет назад в деревне, отстоящей отсюда на расстоянии дня пути, один тигр убил девочку. Она собирала дрова и отошла совсем недалеко от дома. "Но мы решили, что не будем на него охотиться", - говорит мне мужчина, спина которого обильно украшена татуировкой, в основном геометрическими рисунками.

Назавтра мы оставляем этот необыкновенный оазис, открывший перед нами совсем иной мир. Наши послушные слоны идут вперед, и кажется, что они продвигаются очень медленно, но когда Игорь соскакивает на землю, чтобы сделать несколько снимков, ему приходится потом бегом догонять нас. Огромные корзины, в которых мы сидим, не очень-то удобны для длительных переездов, и я с сожалением вспоминаю верблюжьи седла - по сравнению с этими корзинами они кажутся просто пуховыми подушками.

Приходит вечер, появляется полная луна - здесь она кажется просто огромной. Мы отдыхаем у огня, растянувшись в гамаках, подвешенных к стволам бамбука. С каждым днем усталость накапливается все больше, но мы тем не менее продолжаем наше путешествие, которое приносит нам все новые впечатления. Мы изолированы от всего мира, нас окружают опасности, мы вынуждены преодолевать массу трудностей. Мириады насекомых, ядовитые змеи, комары - и малярийные тоже, труднопереносимый климат... Ну и что же!

"Все это - ничто по сравнению с блеском великолепной природы, такой потрясающей, такой многообразной - именно здесь человек чувствует, как он мал и слаб", - записал я в своем дневнике.

Под стрекотание сверчков Куанг, чиновник из Ханоя, который путешествует с нами, рассказывает, что джунгли Вьетнама были театром кровавых битв. 27 лет назад, еще мальчиком, он участвовал в атаке на американскую базу в Плейку, что в двух днях пешего перехода от того места, где мы находимся. Куанг пришел по "тропе Хошимина", которая тянулась вдоль границы по территории Лаоса и Камбоджи. В том сражении у Плейку погибли 8 американских солдат и по крайней мере 200 вьетнамцев. В тот же день Пентагон осуществил ответные атаки на объекты Северного Вьетнама. Это было началом вовлечения США в войну, которая продолжалась десять лет.

"Из тех, кто сражался вместе со мной в те дни, - рассказывает Куанг, - вернулись домой только по одному из каждой пятерки".

Наше путешествие заканчивается в Шузе - селении, расположенном на самом краю цивилизации, у дороги номер 14, что ведет от Плейку в Далат - курорт, основанный французами. Мы пережили незабываемые дни, совершив путешествие, похожее на великие экспедиции прошлого. С грустью расстаемся с нашими друзьями-слонами - незаменимыми товарищами в этом путешествии, терпеливыми, упрямыми и забавными гигантами.

Яцек Палкевич, итальянский путешественник. Перевела с итальянского Людмила Филатова

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то