Площадь Святого Петра: что за обелиск стоит в Ватикане. Площадь согласия Спутниковая карта обелиска

В центре соборной площади Троице-Сергиевой Лавры, перед южным фасадом колокольни, возвышается характерное для эпохи классицизма сооружение — каменный обелиск. Он представляет собой утвержденный на высоком постаменте сужающийся кверху четырехгранный столп, сложенный из тесаного песчаника и завершенный медным золоченым шаром. На постаменте, со всех четырех сторон, укреплены четыре овальных медных доски с выбитыми на них текстами, перечисляющими заслуги Лавры перед Отечеством в «несчастливые для России времена» татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей, когда Лавра «к сохранению отечества содействовала и спомоществовала» .

Обелиск был установлен по распоряжению митрополита Московского и священно-архимандрита Лавры Платона (Левшина) в 1792 г. , в год 400-летия памяти Преподобного Сергия Радонежского. Об этом узнаем из текста, выбитого на медной доске, закрепленной на западной стороне постамента:

В прославление сея обители и в вечную память великих мужей, Св. Сергия, Архимандритов: Иоасафа и Дионисия и Келаря Аврамия, поставил и посвятил сей памятник Платон Митрополит Московский и Архимандрит сея Лавры 1792 года .

Они на Небесах: им слава не нужна,

К подобным нас делам должна вести она.

Известно, что возводила обелиск артель крестьянина Олонецкого наместничества Гаврилы Каретина по договору заключенному с Лаврой в декабре 1791 г. и составленному в соответствии с наставлениями митрополита Платона.

Камни обелиска скреплялись между собой железом с заливкой свинцом, а швы между камнями замазывались цементом с добавлением мраморной муки. При взгляде на обелиск нетрудно заметить, что один из камней его четырехгранного столпа несколько отличается от прочих структурой и цветом. Согласно объяснению Каретина, данному митрополиту Платону, камнем иного «разбора» и цвета пришлось заменить камень, разбитый в дороге, при перевозке его в Лавру.

Находчивость подрядчика позволила исполнить контракт своевременно, и обелиск украсил центральную площадь Лавры ко дню чествования памяти Преподобного Сергия. В печатном описании Лавры за 1796 г. читаем:

«В 1792 году на открытом пространственном месте, между колокольнею и Троицким Собором, с одной стороны, а с другой, между Успенским Собором и Казначейскою линиею, поставлен каменный из дикого крупного и тесаного камня обелиск, вышиною в 14 аршин, на площадке с ступенькою, и с тумбою из того же тесанного камня. Верх обелиска окончен остроконечным мрамором, а на нем поставлен медный из огня золоченый шар. На том же обелиске, сверх тумбы, укреплены с трех сторон солнечные часы, с стрелками из огня золочеными, а на тумбе, со всех четырех сторон, вделаны четыре овальные из белого мрамора доски, на коих вырезаны кратко те достопамятности, коими в разные времена сия обитель прославилась, и какие от неё отечеству изъявляемы были услуги. Устроен сей обелиск тщанием и иждивением Преосвященного Митрополита Платона».

Первое время обелиск был окружен оградой из вкопанных в землю деревянных столбов. В 1823 г. была устроена новая ограда из снятых с лаврских башен и вкопанных в землю старинных чугунных пушек, соединенных коваными цепями. Сохранилось немало изображений обелиска со вкопанными вокруг него пушками.

В 1930-х годах беломраморные овальные доски с текстами и медный золоченый шар, венчавший обелиск, были утрачены, а солнечные часы сняты и помещены в экспозиции открывшегося на территории Лавры государственного музея. Утраты 1930-х годов были восполнены в 1950 г. , когда на вершине обелиска был установлен новый золоченый шар, а на постаменте закреплены точные копии старых беломраморных досок, но уже медные.

Капитальный ремонт обелиска был проведен в 2000 г. Главной проблемой была реставрация фундамента этого сооружения. Реставрация фундамента проводилась без разборки постамента обелиска: постамент «обхватили захватками» и приподняли на домкратах, что и позволило подвести под постамент обелиска новую плиту фундамента. Разобраны были лишь камни четырехгранного столпа; затем их собрали заново, на новом цементном растворе. В процессе реставрации были обновлены гранитные ступени обелиска и плиты кафедры перед его восточной стороной, поставлены на свои места новые солнечные часы - точные копии старых часов, позолочен венчающий обелиск медный шар.

В столице Франции недалеко от Тюильрийского сада и знаменитых Елисейских полей есть площадь Согласия, построенная в XVII веке, и по сей день восхищающая своим величием и красотой французов и гостей страны. Теперешнее название – площадь Согласия – является символом окончания смутных времен и начала движения к более мирному и прекрасному будущему.

История возникновения

Изначально площадь задумывалась как королевская и имела название площади Людовика XV. Над разработкой ее проекта трудился личный архитектор короля Жак-Ане Габриэль. В центре, по традиции, располагалась конная статуя Людовика. Монарха очень любило купечество и старейшины Парижа за то, что он направил экономическое развитие страны в сторону улучшения, поэтому памятник ему стал подарком от главных лиц города.

Габриэль предложил создать площадь в виде восьмиугольника, главной особенностью ее стало то, что по всему периметру не были возведены никакие здания, поэтому во все стороны открывался отличный вид на столицу. Казалось, что стоя в центре королевской площади, можно увидеть весь Париж. Открытие главной площади состоялось в 1763 году.

Французская революция многое поменяла и в сердцах жителей страны, и в архитектурных особенностях столицы. Площадь Людовика с 1789 года стала носить название Площади Революции. С постамента снесли и жестоко разрушили памятник монарху, а на его место установили статую Свободы. Еще одним символом неспокойных и жестоких времен революции стала ужасающего вида гильотина. На ней были казнены многие первые лица государства, в том числе король Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Робеспьер, Дантон и другие, всего больше тысячи жертв.


Нынешнее свое название площадь получила в 1795 году, с нее убрали орудие смерти – гильотину, на этом месте художник Давид предложил установить статую «Кони Марли», которая ранее украшала дворец Людовика XIV в пригороде Парижа. Название «площадь Согласия» стало свидетельствовать о том, что граждане Франции пришли к примирению и готовы к возрождению страны.

С 1830-х годов, во времена правления Луи-Филиппа площадь Согласия стала претерпевать некоторые изменения. Во-первых, от короля Египта Мухаммеда Али в подарок был получен обелиск, выполненный из розового гранита, называемый Луксорским. Везли его из Египта примерно два года на специальном грузовом корабле. Высота обелиска – 23 метра, а вес – 230 тонн. На нем изображены древнейшие иероглифы (их возраст составляет 3600 лет).

Во-вторых, рядом с обелиском, по разные стороны, были установлены два фонтана, каждый высотой по 9 метров. Их автор – архитектор Гитторф, заслугами являются и другие постройки на площади, ставшие достопримечательностями площади и всей столицы Франции. «Фонтан Морей» и «Фонтан Рек» были украшены статуями мифологических персонажей и колоннами.

В-третьих, по всем восьми углам площади в 1836 году были возведены мраморные статуи, своим стилем напоминающие античный. Они символизировали восемь важнейших городов Франции, располагающихся в разных направлениях от площади Согласия. На северо-западе это статуи Бреста и Руана, на набережной Тюильри – Лиона и Марселя, северо-восточное направление украсили статуи Лилля и Страсбурга, а на юго-западе расположились Нант и Бордо.

Достопримечательности площади Согласия

Настоящим украшением Площади Согласия в Париже является Луксорский обелиск. Этот великолепный столб высотой в 23 метра высечен из розового гранита. Его верхушку венчает золотой наконечник, а по периметру нанесены иероглифы, повествующие о славных днях правления фараона Рамзеса II в Древнем Египте. По историческим данным, этим иероглифам более 3,5 тысяч лет.

Обелиск Луксора подарил Франции вице-король Египта Мехмет Али за расшифровку нанесённых на нём иероглифов одним учёным из этой страны. Этот огромный столб был доставлен из храма бога Амона в Фивах на построенном для этой цели корабле, имевшим название «Луксор». И, по распоряжению короля Луи-Филиппа I, установлен на Площади Согласия в октябре 1836 года. Для этого, были использованы сложные подъёмные механизмы, позволившие водрузить обелиск на специально изготовленный для него гранитный постамент.

Нужно отметить, что золотой наконечник появился на верхушке обелиска гораздо позже – в 1999 году. Для его изготовления было использовано около 1,5 кг чистого золота. Особенно красиво обелиск с золотым наконечником смотрится ночью, в свете фонарей и лучей прожекторов.
Подобные обелиски есть в Лондоне и Нью-Йорке, их ещё называют «Иглами Клеопатры». Но высечены они из красного гранита и на 2 метра ниже Луксорского.

Фонтаны Площади Согласия

Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек , а второй – Фонтан Морей . Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.

Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.

Отдельных слов заслуживает замечательно выполненная иллюминация, которая в тёмное время суток искусно подсвечивает бьющие из фонтанов струи, делая это зрелище потрясающим.

Эти фонтаны отлично вписываются в общую архитектуру площади Конкорд, так ещё называют Площадь Согласия и замечательно освежают воздух в знойный день.

Статуи Площади Согласия

Площадь Согласия гордится своим обелиском с необычной историей, величественными фонтанами и искусно выполненными статуями, дышащими вековой историей.

8 городов — скульптурная группа на площади Согласия

Каждый угол Площади Согласия украшают своеобразные скульптуры, установленные при короле Луи-Филиппе, которые являются символами 8 главных французских городов:

  • Страсбурга;
  • Марселя;
  • Лиона;
  • Нанта;
  • Бордо;
  • Бреста;
  • Руана;
  • Лилля.

Статуя Страсбурга, для которой в своё время позировала Жульетта Друе, супруга Виктора Гюго, весь период немецкой оккупации французских провинций Эльзаса и Лотарингии была накрыта чёрной вуалью и считалась местом паломничества французских патриотов.

Обелиск привезли в Рим из Египта во времена правления императора Калигулы в 37 году. Согласно описанию Плиния, происхождение его - из Гелиополя. Позже обелиск возвышался на Форуме Юлии Александрийской в Египте, а в Риме был установлен в центре Цирка Нерона. Обелиск оставался на установленном месте и после запустения Цирка, до периода образования там некрополя, а впоследствии - возведения древней Базилики Святого Петра.

В 1586 году по приказу папы Сикста V и под руководством архитектора Доменико Фонтана обелиск был перевезен и установлен в центре площади Собора Святого Петра.

Справка: установка обелиска в центре площади Собора Святого Петра была назначена в день 10 сентября 1586 года. Сначала обелиск поместили и закрепили на монолит, а затем с помощью специального сооружения, оснащенного лебедками и роликами положили на землю. Операцией руководил Доменико Фонтана, для нее потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Все подходы к площади заблокировали, зевакам и любопытной толпе запрещалось издавать какие-либо звуки под страхом смертной казни. Распоряжения отдавались при помощи рупора, барабанов и сигнальных флажков. Аккуратно и медленно поднимали обелиск на пьедестал, но во время подъема поддерживающие его канаты ослабли и это грозило падением обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы: “Воду на канаты!” Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска из Сан Ремо. Он отлично знал из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются. Так обелиск был установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. В ответ капитан попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, что бывает в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Согласно легенде, в шаре на вершине обелиска, находился прах Цезаря. Возможно, ветры веков выдули его оттуда, потому что при перемещении обелиска там не обнаружили ничего, кроме городской пыли. Шар, однако, поместили в Капитолийские Музеи, а на его место был поставлен крест.

Обелиск является вторым по высоте после Латеранского. Его высота составляет 25,50 метров, а вместе с постаментом и крестом на вершине составляет 41 метр. Он является единственным обелиском, который не был поврежден.

Спутниковая карта обелиска:




Площадь Святого Петра - великолепное творение знаменитого архитектора Джана Лоренцо Бернини. Это настоящий архитектурный шедевр, создание которого началось в XVII веке. По замыслу автора проекта, эта огромная площадь 340 метров длиной и 240 метров шиpиной должна была стать центром собраний католиков со всего мира.

Расположенная у восточной границы Святого города, площадь Св. Петра окружена двумя живописными колоннадами из четырех рядов дорических колонн. В этой грандиозной колоннаде 284 колонны, над которыми установлены 96 скульптур святых и мучеников церкви. К монументальному собору Св. Пeтpa ведет широкая лестница. B цeнтpe возвышается 35-метровый eгипeтcкий oбeлиcк, доставленный из Гeлиoпoля, а также двa фoнтaнa XVII в. работы Мадерно и Бернини. Обелиск, датируемый I веком до н.э., был привезен из Египта по указанию Калигулы. Планировалось, что обелиск должен маркировать одну из половин цирка. В 1586 году по распоряжению Папы Сикста V обелиск был перемещен на площадь.

Обелиск венчает золотой шар, вокруг которого ходит множество легенд. Согласно одной из них, в шар были помещены останки Юлия Цезаря. В наши дни внутри шара находится урна с реликвией креста. Пространство площади решено таким образом, что, если cтoять мeжду oбeлиcкoм и одним из фoнтaнoв, создается ощущение, чтo в кoлoннaде только один pяд кoлoнн. Площадь производит поистине грандиозное впечатление.

Египетский обелиск на площади Св. Петра

В центре одной из самых известных и красивых площадей мира - на площади Святого Петра - находится египетский обелиск, привезенный в Рим в 37 году императором Калигулой. Обелиск высотой 25,5 метра выполнен из розового гранита.

Изначально, этот обелиск, привезенный из Египта, использовался в цирке император, а потом был перенаправлен в Рим. Лишь в 1586 году Папа Сикст V приказал его переставить архитектору Доменико Фонтана. Он заменил золотой шар, когда-то венчающий обелиск, на Крест с кусочком Креста Господня. По преданию, в Золотом шаре находился пепел императора Цезаря.

Легенды гласят, что в установке памятника участвовало около 900 рабочик, 44 лебедки и 140 выносливых лошадей. В ответственный момент подъема веревки стали рваться и один из смельчаков - капитан корабля Бреска из Сан-Ремо - приказал полить воду на веревки для стягивания. Таким образом, подъем был совершен. Капитан удостоился аудиенции у самого Папы и получил привилегию доставлять пальмовые ветви для Вербного Воскресения в Ватикан. Считается, что потомки капитана делают это до сих пор.

Апрель 12, 2019

Такого количества установленных обелисков, как в Вечном городе, нигде в мире больше нет, даже в Египте, откуда они и были доставлены в Рим в качестве славных трофеев. Украшая арены цирков римских императоров, египетские реликвии не только отождествляли своих владельцев с великой цивилизацией фараонов, но наглядно демонстрировали всю мощь Империи. Однако после ее падения и варварских нашествий, многие обелиски были разрушены, низвергнуты и забыты вплоть до эпохи Возрождения, когда их стали находить при масштабной реконструкции города. Один из таких монументов сегодня украшает площадь Святого Петра в Ватикане.

Модель константиновской базилики Святого Петра и первоначальное расположение обелиска относительно ее.


Питер Янц Саенредам. Церковь Санта Мария делла Фебре. Рим. 1629 год


Работы были поручены архитектору Доменико Фонтана. Его записи и свидетельства летописцев позволяют в полной мере представить уникальность проекта по демонтажу и транспортировке монумента. Для возведения на новом месте 25-метрового обелиска весом более трех тонн привлекли 800 человек, задействовали около сотни лошадей, построили специальные леса со сложной системой шкивов и лебедок. После 13 месяцев работ, 10 сентября 1586 года обелиск был поднят и установлен на белый мраморный постамент на площади перед Собором Святого Петра.



По распоряжению понтифика с вершины монумента убрали бронзовую сферу, заменив ее католическим крестом и бронзовым гербом семьи Киджи, присутствующим и на других обелисках, установленных Сикстом V.

Это интересно!

На протяжении многих лет считалось, что бронзовый шар, венчавший стелу, содержал урну с прахом Юлия Цезаря, однако при переустановке монумента на новое место ничего подобного обнаружено не было. Сегодня артефакт можно увидеть в Palazzo dei Conservatori на Капитолийском холме, где находится значительная часть экспонатов Капитолийских музеев. Предполагалось, также, что при Сиксте V в крест на вершине монумента была помещена частица Истинного креста, на котором был распят Иисус. Однако при проведении восстановительных работ в 1740 году, предполагаемую реликвию не обнаружили. Тем не менее, 12 апреля 1740 года частицу, хранившуюся в реликварии , все-таки поместили в большой бронзовый крест, венчающий обелиск.


Торжественное открытие обелиска, украшенного папскими гербами и молитвенными прошениями, освобождавшими монумент от языческого прошлого, состоялось 26 сентября 1586 года. Так началась эпоха повторного использования и освящения египетских монолитов.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то