Походы и путешествия по кавказу. Путешествие на северный кавказ Кто хочет ехать на кавказ машине

Путешествие на Северный Кавказ

Всю свою сознательную жизнь, в меру сил и возможностей, я путешествую и занимаюсь активным туризмом. Бывал в различных «горных» уголках страны, в том числе (почти 30 лет назад) и на Кавказе.

В этот год уже приближался юбилей, и, пожалуй, единственным подарком на эти дни было моё желание не ходить на обрыдлую работу, взять отгулы и хотя бы банально, дома, попить водки и вволю отоспаться. Однако жена решила всё по-другому. Оказывается, она продумала всё заранее, долго откладывала деньги, изучала интернет и возможности куда-нибудь выехать вместе. И она сделала мне один из самых замечательных подарков в моей жизни. Она подарила мне КАВКАЗ!

Кавказ с режимом КТО. Кавказ, ставший в последнее время синонимом терроризма. Здесь накануне убили таксистов, кого-то пытались взорвать, где-то на задворках были уничтожены братья из очередной банды. И трассу Кавказ ко всему завалило непролазным снегом.

План, в который меня посвятила жена, очень походил на авантюру. Невольно вспоминались «Кавказский пленник», Жилин и Костылин, кирпичные заводы Дагестана, Буденновск и Буйнакск – и всё в том же духе, всё в одну кучу, в одну копилку сомнений. Но, как известно, в единоборствах есть простой принцип: «Если ты не уверен – сделай шаг вперёд». И мы его сделали, сообщив при этом родителям (чтобы не волновались), что едем кататься на горных лыжах не на Северный Кавказ, а на Южный Урал, в Башкирию.И вот – аэробус, рейс Салехард – Москва, Казанский вокзал и ухоженный поезд на Владикавказ, плавно несущий нас в ночь. И уютный, современный вагон, где в качестве бонуса полагается питание, минералка, пакет с туалетными принадлежностями, мылом, зубной пастой, щёткой и здесь же…одноразовые и почти белые тапочки…

Раннее утро, вокзал «Минеральные воды». Прямо у вагона нас встречает Шарапи – водитель Газели, которая должна доставить нас до места. Через 3 часа движения вдоль освещённого фарами коридора, по бокам которого из тьмы видны то силуэты деревьев, то какие-то вроде небольшие поселения, то мостики, бессчётное количество раз пересекающие реку Баксан; после подъёмов и спусков, от которых слегка закладывает уши – мы у нашего отеля «Вираж». Уютно светящиеся буквы названия. Вокруг темно, и может быть, лишь каким-то почти неосознанным чувством ощущается присутствие рядом чего-то большого и значимого.

Ощущаю, что от высоты – с непривычки - меня слегка «ведёт». В отеле – простая, домашняя атмосфера. Магомед Гордый (Залиханов) угощает нас кофе.

Критерий выбора нами (то есть моей любимой женой!) именно этого отеля – близость его к склону и подъёмникам, умеренные цены проживания. Что очень существенно – кормят здесь не по расписанию, а в любое время – с 8 утра до 12 ночи, поэтому не только меню, но и режим дня и питания мы вольны выбирать сами. А питание здесь не только «местное», очень вкусное и сытное. Порции, приготовленные здесь же и из натуральных продуктов велики и недороги. Магомед с широким жестом оглашает нам правило: - если пища вам не понравилась – вы можете за неё не платить!

Я выглядываю в окно – уже рассвет. И вдруг меня словно лавиной накрывает ощущение восторга и действительного счастья, которое, даже теперь – в воспоминаниях – не отпускает меня. Я вижу то, чего не видел до сих пор во тьме раннего утра. Я вижу ГОРЫ!

Далее в своём отчёте я планирую ограничиться лишь относительно краткими пояснениями к фотографиям (которых на самом деле раз в 20 больше, нежели я выкладываю). Но почему тогда я столь многословен сейчас? – Просто я анализирую случившееся и пытаюсь разобраться в себе. В этой внезапно нахлынувшей и уже не отпускавшей благодати и эйфории, что снизошла на меня в это утро. Мне действительно это важно.

Да, вероятно я давно подсознательно хотел вернуться на Кавказ. Многие названия гор, туристских и альпинистских маршрутов по ним мне знакомы. Я мечтал побывать на них, но этого так и не случилось. Да, это возвращение в край моих юношеских мечтаний.

А может быть, здесь сработал известный некоторым эффект – ощущение, которое испытывает человек, переживший тяжелейшую душевную или физическую травму, или болезнь на грани выживания - и последующий выход из этого состояния, выздоровление - которые вдруг кардинально меняют отношение к жизни. И она теперь поистине прекрасна!

Да, наверное, и этот фактор имеет место быть: меня отпустили и обыденность и даже безрадостность повседневного существования и немалые сомнения и опасения, которые мы испытывали перед поездкой на Кавказ. Всё ушло, развеялось как то разом!

И ещё. Вам известно чувство восторга? Это когда грудь полна воздуха и всё же немного не хватает дыхания. Его ПЕРЕХВАТЫВАЕТ. Возможно здесь это от отсутствия акклиматизации и от высоты. Эта временная физиологическая особенность любого организма так же дала импульс в мозг. И он, обратной связью, тоже «прочитал» её, как ощущение радости и восторга. Потом всё завершили бескрайность неба и безмерность голубых гор, великолепный хрустальный мир у наших ног, тёплое отношение окружающих, вся атмосфера, и, наверное сам Эльбрус, на склоне которого я разменял свои 50 лет.

Не судите строго. На фотографиях (кроме второй) практически не видно толчеи транспорта, людей, лыжников, сноубордистов и прочих проявлений отдыха и активной жизни. Это просто МОЙ взгляд на Кавказ. На его горы, и немного – на жизнь в долинах.

Наш отель, утро первого дня, высота 2300м над уровнем моря.

Поляна Азау особенно оживлённа в выходные, когда сюда съезжаются покататься со всех близлежащих мест. Здесь же, как и в Чегете, и вообще на горнолыжных полянах, существует местный базар и немало мест, где можно вкусно поесть и отдохнуть.

Поляна находится в верхнем течении реки Баксан, на высоте 2350м и является выходом на юго-восточный (а затем южный) склон Эльбруса и к трём горнолыжным подъёмникам: бугельному новичковому и двум более «высокогорным» – с вагончиками на 30 стоячих мест и кабинками на 8 мест «сидячих». 2 последних подъёмника движутся параллельно. Первая ступень – станция «Новый Кругозор» на высоте 3000м, вторая – «Мир» на высоте 3500.

Выше – до приюта «Бочки» (станция Гарабаши, 3780м) иногда можно подняться на кресельном подъёмнике. Сюда же и выше (в зимний период) – до «Приюта 11» (4200м) или даже выше, до скал Пастухова (4800), за отдельную плату, вас довезут ратраки или мощные снегоходы с лихими горцами за рулём.

Вокруг посёлков и станций подъёмников везде идёт стройка и ощущается некоторая незавершённость этого процесса. Хочется верить, что со временем всё упорядочится и этот уголок будет обустроен на высшем уровне.

Вверх на Эльбрус уже поставлены опоры третьей ступени подъёма. Будущие посетители Приэльбрусья, не прикладывая лишних сил, когда-то смогут подняться на ещё большую высоту, нежели сейчас.

А вот и тот старенький трудяга – вагончик.

Кабинки на фоне склонов и гор

Иногда, если приглядеться – буквально из окон гостиницы или отеля на высоких заснеженных склонах можно увидеть туров - горных баранов.

В кадре их несколько, наведу приближение на самого нижнего

В Великой Отечественной Войне в боях за Кавказ – по последним данным – погибло около девятисот тысяч защитников. Низкий вам поклон и Светлая Память! Спасибо за праздник жизни, что вы нам подарили!

Музей на станции «Мир» невелик, и я бы сказал – беден. Интересный экскурсовод и экспонаты. Как альпинисту в прошлом мне интересно и снаряжение тех лет. Лучшие эти образцы, ТОГДА наверняка были доступны не многим, а сейчас они безнадёжно морально устарели. Вообще, музей заставляет задуматься, «примерить» на себя ТЕ условия войны и боёв. И, действительно приходит понимание того безмерного, молчаливого, порой безвестного подвига, что был здесь совершён…

Чувствуется, что нынче сюда заходят не часто. Что же – живым – живое.

Чегет (примерно в трёх километрах от поляны Азау), гостинично-туристическая зона около кресельного подъёмника на склоне одноименной горы. Первая ступень – двухкресельная (лавка на 2 человека) – до кафе Ай. Вторая ступень – с одиночными сидениями.

Попасть от поляны Азау в Чегет в зимний период можно либо через лес, либо по автомобильной дороге, через посёлок Терскол, который сейчас мы можем увидеть сверху. Сам по себе посёлок интересен тем, что ещё в дремучие советские времена (где-то) выпускались КОЖАНЫЕ горнолыжные ботинки с тем же названием – «Терскол». Здесь же находится центр горной подготовки Минобороны РФ и Эльбрусский Высокогорный Поисково-Спасательный Отряд МЧС России.

Сейчас, со склонов Чегета, мы можем видеть Терскол сверху.

Кафе Ай, вид на Эльбрус. До его вершин отсюда примерно 12,5км

Гора Эльбрус – Высшая точка Европы, имеет 2 вершины с высотами 5621м и 5642м метра над уровнем моря. Не имеющий серьёзных технических препятствий, Эльбрус, тем не менее, сложен для восхождений главным образом из-за воздействия на организм человека большой высоты. В боях за Кавказ, в истории и даже в результатах войны эта известная во всём мире гора сыграла очень примечательную роль.

В ходе завоевания России немецкая Германия в числе главнейших задач ставила захват рудоносных районов Кавказа и главное – контроль над Каспийской нефтью. Западная Сибирь ещё была не освоена, и, лишив Россию топлива, у Германии был реальный шанс закончить войну быстрее и с другим результатом.

Ввод горных дивизий на Кавказ (1942г) вёлся скрытно, без лишней шумихи. Немцы укреплялись здесь основательно и надолго, на «Приюте11» и на каждой высотке, пока командующий Первой Альпийской дивизией «Эдельвейс» не решил проявить инициативу. В качестве политической акции была осуществлена подготовка, а потом и поднятие, водружение штандартов фашистской Германии на обе вершины Эльбруса.

Европа и мир узнали, что на Кавказе и высшей точке Европы установлено немецкое господство.

Гитлер был в бешенстве. «Тихое» проникновение на Кавказ было сорвано, а русские, поняв и осознав стратегический план врага, срочно стали собирать и стягивать на Кавказ и к Эльбрусу свои роты и части.

Здесь следует вернуться к нашим дням. Общее потепление климата, таяние снежников и ледников стало открывать взору неожиданные находки. На туристических и альпинистских тропах, рядом с горнолыжными трассами, спустя почти 7 десятилетий, ледники, опоясывающие подходы к Эльбрусу стали являть на свет Божий и возвращать боеприпасы, неразорвавшиеся мины, оружие. И останки павших здесь неизвестных…и даже неучтённых в военных архивах бойцов.

Ещё одна скрытая или замолчанная история о неизвестном бое на склонах Эльбруса. Ещё одно напоминание о войне рядом с беззаботностью шумного горнолыжного курорта.

Как оказалось позже, это была первая безномерная сводная рота (собранная наспех из людей, не имеющих ни званий, ни воинской подготовки, под руководством лейтенанта Григорьянца, бывшего…дамского парикмахера) которой была поставлена неосуществимая задача не только сдержать элитные части врага, но и захватить «Приют 11». Без снаряжения и навыков войны в горах, с каким нашлось оружием, они выдвинулись в заснеженное высокогорье и, пользуясь туманом, почти подошли к укреплённым точкам врага.

Но… погода переменчива и туман рассеялся.

В бравурных немецких фотохрониках тех лет можно увидеть кадры, как с высоток из пулемётов немцы расстреливали наших солдат. Измождённых и практически беззащитных.

Подступы к Эльбрусу окружены сплошной сетью оледенений и ледников. И если, имея опыт, по фирну или натёчному льду можно, почти не теряя времени, двигаться в кошках, то прохождение ледника всегда более непредсказуемо, сложно, и требует движения в связках.

Ледник, куда в условиях боя отступили бойцы, не имеющие спецснаряжения и горной подготовки, был «закрытым». То есть трещины, порой бездонные, были скрыты снегом. Снегом, который не всегда выдерживал вес человека. Так не стало оставшихся бойцов этой роты. Первой, которая легла в снега и льды Эльбруса.

История заранее обречённой попытки сдержать врага. Маленький эпизод большой войны, где была одна цель – отстоять свои рубежи. И победить. Любой ценой.

В посёлке Терскол, на взгорке, с недавнего времени, стоит неприметный памятник этим бойцам. Часть найденных останков перенесена сюда. Часть имён известна. Имена остальных хранят молчаливые склоны Эльбруса. – Такая вот маленькая, одна из многих, история. Просто доселе почти неизвестный, частный эпизод войны.

Но вернёмся к Чегету. От станций первого и второго подъёма открывается замечательный вид не только на Эльбрус, но и на Горную гряду с другой стороны, и на долину реки Баксан. Здесь без труда найдётся место, где можно отдохнуть и вкусно перекусить. Такой размер и восхитительный вкус чебуреков бывает только на Кавказе!!!

Армейцы. Горные войска, контрактники из Терскола. Молодые, здоровые и очень сильные во всех «горных» дисциплинах ребята. Они могут пешком или на лыжах («скитуровсие крепления, камус) подниматься высоко на Эльбрус, могут спускаться с него, как горнолыжники. И так – несколько раз на дню. Сейчас они готовятся к спуску со склона Чегета.

Горнолыжные склоны Чегета характеризуются, как одни из самых сложных в мире. Трассы, ввиду крутизны склонов не могут обслуживаться ратраками, нет здесь и указателей или ограждений. Это дикий, не обработанный, изрытый склон, спуски по которому не предполагают возможность слалома, поскольку безостановочный спуск практически невозможен. Спуск частенько напоминает могул. В нижней части трассы есть обледенелые участки, что так же не доставляет удовольствия. Хотя если вы ищете не удовольствия и комфорта от катания, а сложностей – вам сюда.

Зимним днём долина довольно быстро погружается в тень, становится прохладно и неуютно.

Стоя перед выбором места, куда нам поехать на «зимние каникулы», моя жена прочитала в Интернете примерно такие строки: «если Вы решились приехать отдыхать в Чегет, то это только Ваша проблема». Коротко, но особенно понятно, когда здесь побываешь. Здесь хорошо, но всё, же поляна Азау лучше во всех отношениях!

Ушба (ударение на последнем слоге) – двуглавая гора в составе Главного Кавказского Хребта, высота южной вершины – 4710м, левый в плане «отрог» - гора Шхельда (4320м)

«Приют 11» - самый высокогорный приют в Европе, на высоте 4200м. Он назван по количеству участников экспедиции, впервые выбравших и расчистивших место под строительство здания.

Трёхэтажное строение в виде обшитого металлом дирижабля было построено ещё до войны, в тридцатые годы, и многие десятилетия служило пристанищем или временным приютом для научных служб, туристов и альпинистов. «Приют 11» сгорел по недосмотру в 1998 году. Необычной архитектуры здание, столь гармонично вписывающееся в склон Эльбруса, служившее своеобразным символом здешнего высокогорья, теперь можно увидеть разве что на старых фотографиях и видеозаписях.

«Приют 11» находился рядом с небольшой скалой, где можно увидеть памятные таблички и прочитать имена и фамилии тех, чьи светлые души навсегда остались связаны с этой горой.

А приютом теперь служит бывшая котельная, располагающаяся немного ниже, так же имеющая основание овальной формы. Это заброшенное, заметённое снегом здание, где при необходимости можно действительно отдохнуть и переночевать.

Я проник внутрь второго этажа через разбитое и занавешенное одеялом окно. Внутри – комнатки, нары, одеяла, продукты. Можно сказать – живи и получай удовольствие. Но, здесь уже действительно ощущается влияние высоты: некоторая раскоординация, одышка и медлительность.

Удалось мне проникнуть и на первый этаж. Оказывается, и «Приют 11» и это здание имели систему парового отопления . Сегодня внутри из примечательного – стопка иллюминаторов и какие-то металлические пластины с шипами и цепями. Что-то непонятное из «тех» лет.

Возвращаясь к истории боевых действий на Эльбрусе, можно рассказать ещё одну историю. Немцы заняли «Приют11» без боя – там было всего два бойца Красной Армии и три научных работника, которых они застали врасплох – ведь на тот момент, как я уже говорил – никто не знал о тайной операции и планах немцев. Все ждали смерти, но их отпустили вниз – сообщить о том, что Приэльбрусье теперь принадлежит Германии. Продолжением этой истории – некоторое время спустя – и было появление здесь роты сержанта Григорьянца, о судьбе которой я уже рассказывал.

Приют Гарабаши («Бочки»), южный склон Эльбруса, высота 3780м. За ним (в 6км) – вершины Донгуз-Орун (4468м) и Накра (4277м). Между ними, в кулуаре, – ледник «Семёрка».

Хорошему отдыху в высокогорье помогает только качественная акклиматизация. Для этого необходимо периодически спускаться в нижние долины и вести активный образ жизни. Потому мы вновь по лесной дорожке, пешком, направляемся в Чегет

Рядом, из скальной теснины, с одноименного ледника, в долину впадает река Гарабаши.

Быть на Кавказе и периодически не употреблять шашлык – просто недопустимо! Тем не менее, замечу, что наиболее мягким, сочным и вкусным он бывает, когда его для вас заказывает именно ваш знакомый кавказец. «Палёного» спиртного здесь нет. Из коньяков нам больше всего понравился «Лезгинка», из водок – «озорной Гуляка», ну а пиво я пил только «Терек». Из прохладительных напитков вне всякой конкуренции лимонады «Эльбрус» и «Дюшес».

В Приэльбрусье кроме катания на горных лыжах (или сноуборде) можно найти отдых на любой вкус и кошелёк. Здесь можно кататься на санках или различных надувных бубликах, заниматься пешими и лыжными прогулками, прогулками на лошадях, на квадрациклах или снегоходах. Так же здесь можно охотиться или рыбачить. Круглогодично.

Вот, к примеру – «Рахат» частный проточный форелевый пруд в окружении беседок. Сейчас возможна зимняя – со льда – рыбалка. Пойманную вами форель буквально на ваших глазах превратят в изысканное кушанье.

И снова в Горы!

Старая канатная дорога, вагончик, станция «Мир», высота 3500м.

Фотография бликует, потому перевожу содержание подписи: «Залиханов Чокка Асламович 209 раз восходил на Эльбрус. Последнее восхождение на восточную вершину Эльбруса совершил в день своего 110 летия».

Вот тоже интересная история, с которой мне удалось соприкоснуться. Фамилия на фотографии мне показалась знакомой, я задал вопрос Магомеду, и как оказалось, владелец нашего отеля является родственником этому дедушке!

Но может быть, это преувеличение и было сказано в шутку или для «красного словца»?! - Отнюдь! Позже знакомый Магомеда – Алим, с которым мы путешествовали на автомобиле, рассказывал, что у Чокки Асламовича в Москве, в двух министерствах были «большими людьми» то ли 2 сына, то ли 2 внука (не помню). И вот они частенько привозили с собой друзей – коллег с целью поднять их на Эльбрус. Несмотря на годы, дедушка никогда не отказывался сопровождать группу на восхождение.

Станция «Мир» на фоне Эльбруса.

Современная высокогорная техника.

Фрагмент закрытого ледника Азау Малый.

Спуск – трасса от станции «Мир».

Армейцы на склоне Эльбруса.

Вид на поляну Азау сверху.

Прощай, Эльбрус!

Рядом со станцией «Кругозор».

«Когда мы уедем, Уйдём, улетим,

Когда оседлаем мы наши машины,

Какими вдруг станут пустыми пути,

Как будут без нас одиноки вершины...»

Девять дней пролетели, как одно мгновенье. Яркое и счастливое.

Ранним утром, когда мы покидали поляну Азау, нас вышли провожать работники отеля. В утренней прохладе женщины переминались на ступеньках у входа и желали нам хорошего пути. К горлу подкатил ком.

Напоследок нам предстояла автоэкскурсия по интересным местам Кабардино-Балкарии. Следующие ниже кадры и море положительных эмоций были бы невозможны без Магомеда, к которому мы обратились с вопросом:

Какие ещё достопримечательности есть поблизости? – именно он порекомендовал нам Алима, сына Шарапи, который оказался замечательным собеседником, экскурсоводом и водителем.

Близ молибденовых копей…

Вы помните кинофильмы, где в кадр попадает Великий Американский Каньон (Гранд каньон в штате Колорадо, - Аризона, США)? Верхний Кавказ по красоте, абсолютным высотам и разнообразию горного рельефа может поспорить, и даже превзойти известнейшие горные уголки Мира...

И снова впереди снежные горы.


Чегем. Действительно красивое место, несущее в своём названии интригу, которую некогда создал Фазиль Искандер. Абхазский писатель, написав «Сандро из Чегема» поселил своих героев в идиллическом мирке небольшого селения Чегем , которого на самом деле… нет на картах Абхазии.

И ещё. В ходе этой поездки у меня невольно создалось впечатление, что в Кабардино-Балкарии все, так или иначе знакомы, являются знакомыми друзей, либо даже являются ближними или дальними родственниками. Закон выживания любого народа - в единении и в радости и в горе. Здесь помнят всю свою родню и ВЕСЬ свой род, всех своих знакомых, гостей и просто земляков. Для Приэльбрусья это и Кайсын Кулиев, и Дима Билан, Владимир Высоцкий и местный провидец Михоня, восходитель на Эльбрус Чокка Залиханов или даже Никита Джигурда. Все здесь связано незримыми нитями, в основе которых – память, честь и достоинство, физическая и моральная невозможность своим поступком бросить тень, опозорить свой род, свою родню и знакомых.

Одна из примечательных черт балкарцев – это их Человеческое Достоинство. За все дни, проведённые на Кавказе, я НИ РАЗУ не заметил в общении ни тени недружелюбия, скрытой насмешки или подобострастия по отношению к нам.

На фото – знакомые Алима. До введения режима КТО они занимались джип-туризмом по самым отдалённым и сокровенным уголкам Балкарии. Сейчас объезжают лошадей. Видели бы вы, с какой природной грацией движутся они по улицам своего села!

Мы снова углубляемся в горы.

За селением Хуштосырт, следуя своему пути, мы оказываемся в теснине СУ-Аузу («водяное горло»), где начинаются знаменитые Чегемские водопады.

Длина этого участка равняется 5км, дорога из-за отвесных скал 5 раз переходит с берега на берег. Высота стен – до 300м. Высота хребта – около 3000м, дно ущелья – на отметке 1100м.

Местное население в подавляющем большинстве не пьёт и не курит. Тем не менее, всё необходимое для привычных радостей среднестатистического россиянина здесь можно найти без труда. Некоторые напитки – с оттенком кавказской экзотики.

Кафе, чьё помещение выдолблено в теле скалы, традиционно уютно. О кавказской кухне можно слагать песни.

И снова дорога.

Ещё один красивый замёрзший водопад на речке Андайсу. Его высота около 30метров.

Наша дорога то вырывается на чарующий простор,

то снова втискивается в горные ущелья,

а то и вовсе идёт через толщу горы в тоннеле.

Нет, мы по-прежнему не в Аризоне.

Это – многоликий, потрясающий своей красотой и неповторимостью КАВКАЗ!

В Кабардино-Балкарии мечети стоят практически в любом селении. Обычно – небольшие и практически стандартные (эта – исключение). Христианских, иудейских или буддистских культовых сооружений мы здесь не встречали. «Взаимопроникновение культур» происходит только на территории России. А здесь – Ислам.

Люди живут привычной жизнью, но всё же Кавказ меняется. Здесь построены отличные дороги, в горные селения проведён газ и уже не встретишь арбы, запряжённой волами, или пожилого горца, едущего на обвешенном вьюками ослике. Нет яков, гораздо меньше скаковых лошадей и ныне на улицах не увидишь пастуха или объездчика в широких (почти «галифе») штанах с кожаным задом, в каких они щеголяли в горах лет 30 назад.

В здешних горах можно пройти по старым торговым путям, побывать у древних городищ и усыпальниц, увидеть оставленные людьми селения или старинные башни.

Можно увидеть и ряды памятников на склонах гор – места, где были в 30-е годы уничтожены целые деревни.

Не грустные ли мысли навеяли мне этот образ? В очертаниях гор, на фоне неба мне видится силуэт спящего горца. Надеюсь, это хранитель долины, а не лик Вождя Всех Народов.

Памятная плита у мечети. Только люди, способные хранить память могут называться Народом.

И снова дорога. Порой у самой кромки обрыва.

Бездонные Голубые озёра. Привет от Ромы…

Всё хорошее когда-то кончается. Мы удаляемся от гор, и они постепенно закрываются занавесом сумерек и тумана. Прекрасное, волнующее, глубоко затронувшее душу представление закончено…

Петроглифы и дольмены раскиданы на верху хребта, и нужно прогуляться ножками несколько часов, чтоб к ним добраться. В деревне есть турбаза со всеми удобствами, где можно остаться на ночь. Еду готовят по желанию. Магазинов и заправки нет.


Переночевав еду в Архыз. Из достопримечательностей по дороге в Архыз - нерукотворный лик Христа, найденный на скале и ставший массовым местом для паломничества туристов. Наверх проложили металлическую лестницу из 500 ступенек, внизу поставили часовню, сувенирный базар и шашлыки.

Чуть поодаль от этого места находится поворот на БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) - крупнейший в Евразии телескоп с диаметром главного зеркала 6 м. Являлся самым большим телескопом в мире с 1975 года по 1993, когда заработал десятиметровый телескоп в США. Тем не менее, БТА оставался телескопом с крупнейшим в мире монолитным зеркалом вплоть до 1998 года.

К обсерватории, на самый верх хребта, ведет серпантинная семнадцатикилометровая асфальтовая дорога. Обсерватория открыта для посещения по выходным. Пропустили и в нерегламентное время, узнав, что издалека. КПП встречает перед началом серпантина.

В самом Архызе делать нечего, кроме как найти экскурсии на Софийскую поляну, рафтинг, лошадей, переночевать с удобствами, сувенирный базар и магазины.


Заправки, несмотря на большое количество туристов, здесь нет, но есть известный всем завод воды Архыз.

Проезжаю поселок и ухожу с дороги на софийскую поляну, 10-15км. Спрашиваю,как проехать к водопадам, основной местной достопримечательности, не считая пешеходных маршрутов по ледникам. Дорога только для уазиков-нив-крузаков. Есть участок, где дорога проходит прямо по реке.

Оставляю мотоцикл у шашлычников под навесом и иду к водопадам. Подниматься примерно полтора часа. С водопадов открывается потрясающий вид на софийскую поляну и все ущелье.


На этом знакомство с Карачаево-Черкессией закончено. Переезжаю в Кисловодск к нарзанам и горным маршрутам. Первое, куда поехали с пятигорскими мотоциклистами и приехавшим другом из Ставрополя, - на плато Бермамыт, то место, которое виновно в том, что я захотел Кавказ, увидев в интернете фотографии с горы Бермамыт.

nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-10",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-10",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn


На Бермамыт лучше ехать с местными эндуристами, дорог сюда несколько и можно сделать красивый круг по горам, если знать все пути. Переменчивая погода не всегда позволяет насладиться красотами, но нам она благоволила, и, несмотря на некоторые трудности с моей универсальной резиной и Лехиной большой, еще не обкатанной, оранжевой эндурой, нам все удалось.


На следующий день покатили на источники Джилы-су. Под северную сторону Эльбруса.


И коли мы еще вдвоем с Лехой, решаем разведать дорогу от источников в Баксанское ущелье через перевал. Спрашиваем у местных про состояние дороги и, услышав, что квадрик проходил, но машины еще не ездили, решаем посмотреть.

Высота 3000 м и ни единой души. В конце длиннющий серпантин, спускающий от когда-то процветающих шахт в Тырныауз.


Прощаемся с Лехой, он домой в Ставрополь, а я под Эльбрус разведывать обстановку с восхождением.

nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-14",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-14",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

Сходив на Чегет, еду через перевал в Чегемское ущелье. Зеленые горы и Чегемские водопады - местные достопримечательности.

По плану был еще один перевал в Безенгийское ущелье, но часть горной дороги смыло, и пришлось ехать в объезд по асфальту. Голубые озера - одна из основных турдостопримечательностей в Кабарде. Не впечатлили, как это часто бывает с раскрученными местами. Примерно так же и с Чегемскими водопадами, правда, теснина ущелья с узкой дорогой вытягивает ситуацию.

Самое красивое - это перевалы между ущельями.




Все достопримечательное еще впереди: Джейрахский район в Ингушетии с башенными комплексами, высокогорное озеро Казеной-Ам в Чечне, крепость Нарын Кала в Дагестане.

После Кабардино-Балкарии на очереди Северная Осетия.

Здесь меня интересует дорога между Феагдонским и Кармадонским ущельями, где можно видеть город мертвых в Даргавсе, Мидаграбинские водопады по 600-700 метров и печально известное Кармадонское ущелье, где в 2002 году произошел сход ледника. Дорогу туда не восстановили и по сей день. Попасть в Кармадон можно из Феагдонского ущелья. Между этими ущельями чуть в стороне, в пограничной зоне находятся самые высокие в Европе Мидаграбинские водопады. По факту проблем с посещением не возникло. Нужно иметь паспорт при себе.

nnnrn(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});rn

На месте несколько буханок с туристами. Если мотоцикл легкий, подъехать можно почти под водопады, по высохшему руслу реки. Место красивое, здесь сходятся два хребта, образуя тупик, по сторонам которого падает вода.


Возвращаюсь на основную грунтовую дорогу, проезжаю Город Мертвых - древние захоронения. За вход берут какую-то плату. Пофотографировал с дороги и поехал в Кармадон.


Проблем с бензином на Кавказе нет, заправок достаточно много. Цена на бензин примерно, как в средней полосе. Цены на проживание ниже. Есть турбазы в горных районах и недорогие отели в цивилизации.

Но самое интересное в кавказском сервисе - это, конечно, еда. Она дешевая, ее много и она очень вкусная. Если уезжая с Кавказа, вы ловите себя на мысли - опять шашлык, опять хычины, то миссия едальная выполнена, наесться этим будет непросто.

Еду ночевать во Владикавказ. Утром поднимаюсь по Военно-Осетинской дороге и ухожу в Ингушетию, на поселок Джейрах. В горной части этой маленькой республики расположены башенные комплексы, самые интересные как по эту сторону Кавказского хребта, так и по другую.

Весь турист едет мимо, в Грузию, и мало кто подумает, что здесь находятся столь уникальные места. При этом здесь безопасно. Башни повсюду, на каждом холме. Есть башни боевые и жилые. Самые крупные комплексы можно посмотреть, переехав перевал от Джейраха в Гули.Тут же находится самый старый в РФ христианский храм Тхаба-Ерды. В Джейрахском районе есть большой санаторий с лыжным курортом, где можно остановиться.



Выезжаю из пограничной зоны и еду через республику вниз, на равнину. Первый раз списали на КПП паспортные данные. Никакого полицейского беспредела не встречаю, и не будет его на всем пути. Кроме, пожалуй, одной попытки вымогательства на границе Ставропольского края и Калмыкии уже нашего блюстителя порядка.

В Ингушетии производят очень много меда, вся дорога в пасеках. Как и в других республиках, все разговаривают на двух языках: местном и русском. Здесь уже более строгие традиции, люди кажутся более закрытыми.

На дороге нет едален, но есть много мелких магазинов. И везде вывески об аренде посуды и столов на свадьбы и другие традиционные массовые праздники. Никакой бедноты или разрухи не заметно, много свежих домиков, все поселки из красного кирпича. Дорога вдоль реки Асса из горной части республики на равнину проходится быстро и находится в хорошем состоянии.

Дальше Чеченская республика. Выехав на трассу Кавказ, созваниваюсь с клубом Дикая Дивизия, там уже ждут. К обеду въезжаю в Грозный. Город не оставляет равнодушным. Широкий центральный проспект, хорошие дороги и никаких следов войны.

Принято говорить, что за наш счет. Давайте посмотрим на свой регион. В Твери даже центрально-вокзальную площадь сделать не могут. Деньги есть во всех столицах регионов, но нигде не строят, как в Грозном, для себя.


За это здесь любят и уважают Рамзана. Не ухожу в политику или военно-клановую историю. Когда от этого свободен - свободен от лишних предрассудков и страхов. Что происходит здесь сейчас - мне нравится. Тем, кто считает, что не ходить в шортах или не бухать - это ваще как тупо, наверно, здесь не понравится.

У Дикой Дивизии уже пару дней гостит семья из Ялты. Что такое местное гостеприимство описывать не буду. Скажу лишь, что оно гордое и описано традициями.

Мотоциклисты в Чечне, как и в Дагестане, - это по большей части относительно состоятельные люди. И по правилу Кавказа, понты дороже денег, здесь ездят только на горячих кавказских спортивных мотоциклах.

На следующий день поехал на высокогорное озеро Казеной-Ам в Веденском районе на границе с горным Дагестаном, одно из самых красивых озер, которые видел.




В этой части республики горы зеленые, широкие и открытые. Посмотрев голубое озеро и перекусив сырными лепешками, еду в другие чеченские горы. Те, которые сжимают дорогу в высокую узкую теснину. В Аргунское ущелье Итум-Калинского района.

Для любителей страшилок. Немного казусная ситуация получилась, когда делал здесь фото башен. Пограничный район и военных здесь много. Проехав, решил сфоткать это место на обратном пути, здесь стояла пара машин и несколько людей с автоматами, поднял руку - поздоровался, они тоже. Через 15 минут еду обратно, останавливаюсь. Стоит Ауди Ку7 и черная Камри. Вижу, что люди поднапряглись моей остановкой. Кого убивают на Кавказе? Полицейских. Какая самая опасная должность? Глава МВД. Он-то и оказался тут.

Так вот, я останавливаюсь рядом с Камри, слезаю с мотоцикла, открываю набачную сумку, и вот тут я понял, что что-то не так. Автоматчики напряглись уже серьезно, приблизившись ко мне, я достал фотоаппарат, и только тогда почувствовалось общее облегчение. Меня, как принято, пригласили переночевать-поесть, я сфотографировал башни, вежливо отказался и поехал в Грозный.

Переночевав в гостинице «Грозный» в центре за 1000 р., еду на Дагестан, который обещает быть самым непредсказуемым. По этой республике больше всего опасений и часто небеспочвенных. Но то, что Дагестан нельзя катать без сопровождения - это явное преувеличение.

Как встретил меня страшный Дагестан

На въезде в Махачкалу останавливаюсь на большой заправке, звоню ребятам из клуба Черные Орлы. Основная часть мотоциклистов была в дороге за пределами республики, но мне было велено оставаться на месте.

Заправился, съел мороженое, жду. Заправляется машина. Мужчина из нее идет в магазин. Выходит, протягивает мне пакет с фруктами и говорит:
- Добро пожаловать.
Садится в машину и уезжает.

Стою, улыбаюсь. Приезжает Камиль, и едем в город. Купили масло, поменяли у Камиля дома. Подобрали гостиницу в Дербенте. Камиль накормил и отпустил. Середина дня, жара. Еду вдоль Каспия в Дербент.


В Дербенте находится единственный на Кавказе памятник ЮНЕСКО - крепость Нарын-Кала. Крепость стоит на холме и спускается до самого океана. Местные вплетают в крепость свои постройки, пользуясь стенами. Сам город довольно колоритный, с низкими постройками.

Стоит на берегу Каспийского моря и является вторым по величине городом Дагестана. Крепость большая и интересная. В стенах крепости с давних времен уживались разные религии. Здесь есть самая старая мечеть в СНГ и один из старейших христианских храмов.




Провожу в Дербенте несколько дней, пользуясь гостеприимством местных мотоциклистов, жаркой погодой и морем.

Самая дальняя точка этого путешествия - гора Шалбуздаг, что на самой границе с Азербайджаном. 120 км на юг от Дербента и потом 30 км красивого внедорожного серпантина до высоты 3000 м. Гора является священной для местных и в конце июля-августе она полна паломников. Сейчас июнь, здесь никого. Оставляю мотоцикл, переодеваюсь, собираю рюкзак и иду наверх до высоты 3700 м.


nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-25",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-25",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-34",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-34",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

nnrn (adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});rn

Путешествие на Кавказ на автомобиле в последнее время привлекает все больше людей. Но при его организации нужно учесть ряд нюансов, которые важны во время поездки и позволят избежать дополнительных проблем.

Если вам нравиться совершать автомобильные туры по России, чтоб увидеть красоты ранее низведенных мест, то вам стоит остановить свой выбор на автомобильных турах по Осетии. Данная республика является одним из самых самобытных и необычных регионов России, и вы никогда не забудете своего путешествия по ее великолепным горным дорогам.

Куда поехать отдыхать на авто?

Горная часть Осетии, если ее измерять из одного конца в другой конец занимает около 120 км, поэтому автомобильная поездка, даже на близкое расстояние, из-за непростого рельефа местности и сложных погодных условий может отнять у вас целый день, но и при этом оставить массу положительных эмоций.

Если вы выбираете тур на автомобиле по России, то вам стоит посетить Хилакское ущелье. Вода из источника, идущего на дне ущелья весьма богата солями железа. По пути к этому ущелью вы увидите множество заброшенных сел, древних святилищ и уникальных оборонительных стен - это настоящий памятник средневековой архитектуры Осетии.

Осуществляя туры авто по России вы обязательно должны побывать и в Куртатинском ущелье, в которым расположена небольшая церковь Пресвятой Богородицы - именно здесь хранилась икона, которая по преданию была подарена осетинам легендарной царицей Тамарой.

Неподалеку находится еще одна часто посещаемая христианская ценность — Аланский Свято-Успенский мужской монастырь.

Долина Фиагдона - еще одно место, куда в обязательно порядке пролегают автомобильные маршруты туристов, ведь подобного рода авто отдых в России может быть полезен и для вашего организма - здешний уникальный климат очень полезен астматикам.

Ну и, конечно же, объезжая на автомобиле Осетию, вы просто не сможете проехать мимо еще одной великолепной достопримечательности - водопада Большой Зейгалан, который входит в десятку самых высоких водопадов в мире. Ради подобного рода красот стоит приобрести автомобильный тур в Осетию и прокатится с ветерком большой компанией или со своей семьей.

Путешествие по Кавказу на машине - что важно знать?

Важно сразу определиться с маршрутом для поездки. Если вы будете только переезжать между городами и селами, то подойдет почти любой автомобиль. Между поселениями проложены асфальтированные дороги, которые находятся в приемлемом состоянии.

Но если вы будете добираться до ущелий, озер и других природных достопримечательностей, то потребуется более серьезный автомобиль. Поэтому путешествие на уазиках на Кавказе для таких туристов является хорошим решением.

На горных дорогах и в местах, где трасса нестабильна, есть вероятность камнепада, лавины или селя, асфальт не укладывается. Обычно местные администрации разравнивают полотно после весны бульдозером, чтобы транспорт смог полноценно проехать. Поэтому лучшее время для автомобильного путешествия - лето. В это время не асфальтированные трассы находятся в наилучшем состоянии, поэтому риск где-то застрять - минимальный.

Путешествие на уазиках хантерах в Кавказе может стать и вызовом для некоторых любителей испытать свой автомобиль. В этом регионе есть и сложные маршруты, для преодоления которых потребуется определенное количество сил и времени. Но это увлекательное приключение, которое вы оцените по достоинству.

Несколько нюансов

Если вы отправились в путешествие по Северному Кавказу на машине, то перевалы стоит преодолевать только с полным баком. Если бензин кончится в пути, то помощи придется ждать долго.

Навигатор приобрести стоит, он поможет найти точную дорогу. Но следует обязательно взять с собой обычные бумажные карты. В некоторых районах связь плохая, или трасса отрисована плохо и невозможно найти маршрут. Старая добрая карта поможет вам не заблудиться во время путешествия.

Заголовок звучит почти нереально, правда?
Ну вот, для тех, кто отваживается и планирует подобные путешествия, мы готовы поделиться опытом.

Мы любим путешествовать, но в связи с прибавлением в семействе пришлось от этого на некоторое время воздержаться. Лето близилось к концу и как глоток воздуха, хотелось куда-нибудь выбраться не просто на выходные в деревню, а в путешествие.



Итак, мы отправились в Пятигорск. В первый день пути доехал и до Ростова и заночевали в потрясающем гостевом доме Южный Экспресс, за 1000 или 1500 р. что ли, уже не помню, апартаменты были на 4-х, с кухней, душем, холодильником. Всё чисто и застелено коврами, дочка могла ползать сколько ей было угодно.

На следующий день доехали до Пятигорска, навигатор нас вёл по окружной Минеральных Вод кругами, заселились в хостел Жить Просто. В хостеле запрещено проживание с детьми, но администрация пошла нам на встречу. Конечно, мы договаривались заранее. Нам даже выделили клеенку на матрас для ребенка! Это забавно. Но место просто потрясающее, уютное, хозяева доброжелательные. Рассказывают о городе, куда можно съездить, что посмотреть. И много людей живёт. Кто-то встречал накануне рассвет на Эльбрусе, делился впечатлениями, мы слушали, раскрыв рты. В нашем распоряжении в хостеле опять был номер на 4-х. Кухня отдельно. Туалет-душ рядом, общий на два номера, но в соседнем никто не жил. Здесь мы ночуем 2 ночи.
Итак, вечереет, заселившись, идём гулять по городу. Первое место, куда мы спешим - на гору Машук. Находим канатную дорогу довольно быстро. Наверху сильный ветер, гуляет по открытому пространству, внизу горят огни города, солнце стремительно заходит. Успеваем погулять наверху, немного пройти по туристической тропе с табличками панорамы города. Вдали виден Эльбрус.




На другой день мы идём с утра по бюветам минеральной воды, пробуем нарзаны. Потом двигаемся в знаменитый Провал - пещера с минеральным озером. По городу мы передвигаемся на машине, да мы очень ленивы. Затем купаемся в бесстыжих ваннах. Это действо мне больше всего понравилось в Пятигорске и сильно впечатлило! Представьте, на склоне горы, на которой расположен Пятигорск, течет поток белой известковой горячей минеральной воды, образуя каскад ванночек. Чем выше ванночка, тем горячее вода. Она такая горячая, что сложно опустить туда даже руку. Но чем ниже, тем комфортнее. И вот в ванночках сидят люди. Мы забрались в одно из просторных углублений, все вместе там расположились и валялись, игрались. Было очень весело. Потом пошли пробовать самые горячие емкости. Мне удалось в одной из них полежать, когда тело привыкло к градусам. Это очень приятно.











Минеральное озеро в Провале

Едем обедать в хостел и после обеда планируем осмотреть кое-какие достопримечательности соседних городов-курортов.

Ессентуки

Осматриваем Статую Христа в Храмовом комплексе.





А Питьевая галлерея оказалась закрыта на перерыв. Но мы погуляли по санаторному парку.

Кисловодск

Прибываем мы уже к вечеру, гуляем по парку. Ох, какой он большой и темный, многолетние деревья, на тропах вечерняя сырость, людей много. Так же заходим в питьевую галлерею, пробуем разную водичку.




А вечером того же дня, мы решили с братом побродить по Пятигорску. В свете фонарей город совсем другой, его трудно узнать и легко заблудиться, особенно в курортной зоне, где много парков и тропинок-теренкуров. Но город кажется очень уютным и располагает. Фонарями осещены дорожки, но не горы вокруг и не здания, сложно предствить всю картину, окружающую тебя. Мы забрели куда-то, откуда открывается сумасшедший вид на город. А при взгляде вверх видели ротонду в вечерней подстветке.




Сейчас я удивляюсь как все это можно было посетить и увидеть за один день, да ещё с 10-ти месячной крошкой?
Да, надо рассказать про то, что путешествие с ребёнком это сложный выбор, не каждый на это решится. Но мы путешествующая семья, мы привыкли делать всё чётко и слаженно в отношении поездок. Я много искала информации про путешествия с малышами, но у каждого свои хитрости. Мы сейчас смотрим с ней фотки с этой поездки, и она очень радуется, видя себя в темных очках на склонах Эльбруса. И все мы горды тем, что смогли, решились и прошли весь путь вместе.

На следующий день утром, после второй ночи в Пятигорске снова посетили бесстыжие ванны, уж больно хороши! Дальше по плану дерзкое путешествие сначала на Чегемские водопады, а потом по "не очень нарисованной" на картах дороге напрямик прибыть в Терскол. Про дорогу мы узнали из форумов при подготовке, она ведет по горным перевалам, а не по трассе и при этом позволяет сэкономмиь около часа пути и проходима для легковых автомобилей. Но главное, что можно красоту гор посмотреть. Мы ехали по ней не одни, впереди какая-то семья с двумя детьми шла, мы их видели на Чегемских, и вот они едут по нашему маршруту так же как и мы, к Эльбрусу.
Черемские водопады несмотря на свою известность и попсовость нас впечатлили. Столько воды сверху льется, тебя обдаёт брызгами, внизу бурлит река в двух шагах. А еще можно подняться на смотровую прощадку.


Бурлящая река Чегем



Чегемское ущелье. Стены подходят очень близко друг к другу.

Горная дорога.

Эльбрус

К открытию канатной дороги, мы уже в изготовке у первой очередди кабинок. Едем вверх. Мне страшно! Необычно, высоко! Кабинки пока закрытые, защищенные от ультрафиолета, бояться пока нечего, но всё равно страшно. И впечатляют масштабы гор. Добравшись до станции, когда начинаются кресельные подъемники мы одеваемся в куртки и одеваем дочку в зимний комбинезон. Мы все уже в черных очках, включая дочку. Очки закрепили у нее под шапкой, она даже не пыталась их снять, улыбалась нам. А впереди самое страшное - кресельный одиночный подъемник. Я сначала думала остаться внизу. Но работники канатки сказали, что всё нормально. Да, все вокруг сказали бояться нечего. Ребенок был закреплен у нас в переноске очень надежно, я сама прошивала дома плечевые ремни дополнительной стропой, чтобы ни-ни, чтобы всё надежно. Едем. Горный ветер, ощущается высота, тяжесть тела, дыхания. Наверху нереальные ощущения. Мы поднялись на высоту около 4800-5000 м.









Вечером возвращаемся в Кисловодск.
Наше путешествие по Северному Кавказу похоже на солнышко с лучиками. Центр это КВМ, и много лучей - ответвлений: Эльбрус, Домбай, Архыз, Джилы-су все время нужно возвращаться в центр, чтобы поехать куда-то ещё.
В Кисловодске у нас снова две ночёвки в гостевом доме.

Едем на Джилы-су

Это словосочетание означает - теплая вода. Минеральные источники, в том числе целебные у северного подножия Эльбруса. Сюда едут толпы местных и туристов, разбит большой палаточный лагерь. За последние годы грунтовую труднопроходимую дорогу сделали асфальтовой, за въезд на территорию берут 100р с машины и 50р с человека. Дорога сложная в плане серпантинов, подъемов и спусков. Устаешь больше, чем наслаждаешься.

Вот он седоглавый Эльбрус

Останавливаемся передохнуть и попозировать

Вот сложные участки дороги

На пикнике, отдыхаем

Приехав, мы устроили пикник, пожарили курицы с макаронами, поели арбуз и пошли... А ходить здесь есть куда...Мы пошли к серебряному источнику, который бьет в год всего несколько недель в августе, вода считается целебной. Нельзя сказать, что путь был долог, он был очень долог, вел через подьемы и спуски, мы форсировали реку, взбирались на перевал. Глазели на сияние Эльбруса. Мы думали, что почти пришли, но масштабы открывшейся долины не укладывались в привычные подсчёты на равнинной местности. Но в целом было потрясающе. Это место вдалике от цивилизации, тут кроме троп ничего нет. Тут особый запах травы, воды, вкусный воздух, неописуемое небо и горы вокруг. Тут под ногами бегают суслики, греются на солнце.


Переходим речку в брод.

Вон там внизу бьет тот самый ключ. УАЗик медицинской службы набирает воду в 5-ти литровые бутыли, у них бутылок 50, наверное.

В Серебряном источнике купаются, вода ледяная.

Возвращаемся в основной лагерь.

Впереди страшный мостик, в этот раз мы не стали срезать путь, пошли по нахоженой тропе.

Я не смогла стоя пройти по мосту, было страшно.

Водопад Султан.

Вернувшись от серебряного источника в палаточный лагерь, мы еще прошлись к самому большому водопаду здесь, он находился в пропасти. Затем поехали обратно в Кисловодск.

Домбай, Теберда

Выезжаем на Домбай.
Подъём на Мусса-Ачитара. И наш промах, что приехали поздно, под закрытие канатной дороги. На самом верху погуляли всего минут 10.
Можно было бы отложить это до утра. Но утром нас ожидало ещё более дерзкое путешествие. Пешком. На водопад Алибек.
Вспоминаю и удивляюсь на самом деле, как и какими силами мы всё это одолели, но так хотелось идти и идти вперёд, не сидеть ни минуты без дела!
Надо рассказать о месте, где мы остановились в Теберде. Лыжнвая гостиница Ростовчанка. Летом тут пустынно, мы были единственные постояльцы. Но очень приятная атмосфера, Зимой тут среди соратников-лыжников очень душевно, наверное.

На следующий день был трекинг. Это было, конечно, тяжело физически, но на самом деле очень классно и интересно. Нас даже остановили пограничники в погранзоне. Но мы оформили пропуска у лесника при начале маршрута. Не забывайте с собой паспорта, господа!

Это вид с подъемника. Пейзажи сильно отличаются от Приэльбрусья. Там были степи, а тут дремучие леса.

А это мы поднялись на Мусса-Ачитара.

Кроха крепко пристёгнута ко мне.

На следующий день мы отправились на водопад Алибек.

На фоне водопада.

Долина реки Алибек.

Переночевав вторую ночь в Ростовчанке, мы отправились в сторону Туапсе, по пути посмотрели пару достопримечательностей по трассе трассы. Шаонинский храм весьма впечатлил.





И белый от пыли Шаумянский перевал, на котором стоит Меч. Памятник Пядь Земли тоже вызывает бурю эмоций. В каждой капсуле частица земли русской, на которой насмерть стояли советские воины, отстоявшие у фашистов нашу землю, не пустившие врага к Чёрному морю.

Пядь Земли.

Шаумянский перевал.

Туапсе

На каждом шагу здесь напоминание, что здесь некогда велись ожесточённые бои и места всюду героические.
Ну а вообще, знали бы заранее, остались бы в Домбае, там столько неисхоженых нами троп. А на море скучно и много народу.

Провели тут три ночи, одну в Туапсе и две в посёлке Лермонтово, вместо четырех запланированных и уехали домой, долетели неожиданно быстро, даже не вставали на ночлег. В 6 выехали из Лермонтово близь Джубги, в 23-30 были дома.
Да, впечатлило в пути запотевание стёкла снаружи! Когда мы выехали из-за холмов, отдееляющих Чёрное море от равнины, и на нас посветило солнышко, в доли секунды изменилась температура воздуха, стекло запотело мгновенно до полного исчезновения видимости. Но дворники справились с этим. Сначала по привычке показалось, что стекло потеет изнутри.

Отдельно нужно сказать про путешествие с малышом. Для многих трудно даже представить многочасовую поездку, не то что вообразить многодневные переезды.
Поэтому информации и полезных советов не так много было найдено при подготовке.
Главное, у нас были запланированные ночёвки, где можно спокойно приготовить пищу, помыться, отдохнуть, постирать вещи. Во вторых у нас была вся еда с собой, мы не тратили время на походы по магазинам, ну ходили конечно, но гораздо реже, чем могли бы. У нас было много питьевой воды с собой. Так же лекарства на любой случай, но, слава богу, не понадобились. Так же каждый член экспедиции выполнял чётко свою работу. Очень хорошо, что с нами был мой брат, он здорово помогал. То в машину надо сбегать за чем-нибудь, то посмотреть за малышкой. Так же эргономично уложенный багаж - это большой плюс. Перекус, вода, детские вещи и детский перекус лежали в салоне, а остальные вещи в коробках, контейнерах в багажнике по своим местам.
Так же маршрут был чётко проработан, примерное время в пути, доезда до объектов, время осмотра было рассчитано заранее, несколько раз обдумано, уложено - в общем, план поездки составлялся долго и скурпулёзно, благодаря чему мы получили массу приятных впечатлений и воспоминаний.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то