Что будет с иеной, если США нанесут удар по Северной Корее? Что будет с ценами на нефть, если в Северной Корее начнется война? Могут ли США нанести "хирургический удар"

Редакция Forexlabor приносит свои извинения на случай, если наши сценарии аналитики в этой статье не оправдают ваших ожиданий. Обычно мы занимаемся анализом на основе собранных фактов и настроений рынка, что обеспечивает высокую точность финансовых обзоров. В случае с военными действиями, ни одна компания не может заранее предоставить полный финансовый отчет высокой точности.

Сегодня мир на планете находится на пороге новой ядерной угрозы. Увеличенная агрессия со стороны РФ из-за экономических санкций, стремление к экономической независимости стран Азии, и самое главное очередные заявления Пхеньяна по отношению к увеличению ядерных разработок, тестирование ракет и водородных бомб, и ответные угрозы США.

Понятно, что ни одна угроза не может привести к серьезным экономическим последствиям, однако что произойдет с мировой экономикой в случае развязывания очередного конфликта. Ведь северная Корея – это совсем не Сирия, и любая агрессия в её сторону может привести не только к серьезным военным, материальным и политическим последствиям — но и повлечет за собой большие экономические сдвиги, о которых мало кто догадывается.

Рассмотрим, что произойдет с мировой экономикой, на примере курсов рубля, юаня и доллара.

Историческая военная сводка

Предполагаемая война – это не первый конфликт, который может повлечь последствия мирового масштаба. Напомним, что уже в 40-х годах прошлого года, некто Адольф Гитлер уже смог ввести практически весь мир в глобальное противостояние.

Вторая мировая Война может послужить отличным примером того, как боевые действия по всей планете отразятся на курсах основных держав.

Примечание: несмотря на то, что мы основываемся частично на данных взятых с исторических сводок, следует понимать, что сейчас удары и масштабы по экономике будут намного больше, так как зависимость мира от интернет банкинга возрасла, а ни одна валюта больше не привязана к золотому стандарту из-за Ямайской денежной реформы.

Уменьшение объема внешних торговых отношений

При переходе экономики трех основных держав на военные рельсы – выпуск гражданской продукции будет значительно уменьшен, произойдет деприватизация многих заводов, или договоренности по переоборудованию их на протяжении всего военного конфликта.

В виду чего произойдет общее ослабление каждой входящей в военный конфликт экономики. Нельзя забывать и о том, что в условиях войны – внешнеэкономические отношения между странами были жестко ограничены, как ввиду нарушения каналов связи, так и ввиду изменения общей политики.

Это все может ожидать и в случае проявления США агрессии по отношению к Кем Чен Ыну.

Фиксация внутренней валюты

Если мы рассматриваем конфликт даже в локальном смысле, то во время любых глобальных военных действий, будь-то вторая мировая, или возможный конфликт сегодня – происходит фиксация курса валюты государства на весь период военных действий.

Реакция основных государств при такой блокаде

США . Рассматривая движение курсов на примере 40-х, вся картина выглядит более чем радужно. Доллар США все это время находился в умышленном фиксировании, несмотря на значительный прогресс в экономике и производстве. Как результат, такое фиксирование курса привело к тому, что реальная ценность доллара была намного выше, чем её можно было купить или продать. Как следствие это привело к его ощутимому росту сразу после войны, а при отвязке курса доллара от золотого стандарта, и вовсе произошли глобальные изменения в мировой экономике.

СССР – здесь все просто. Несмотря на то, что СССР – была коммунистической страной, в целом за счет принудительной мобилизации сил, экономика страны постепенно угасла, что в свою очередь привело к ослаблению валюты по отношению к её рыночной стоимости за пределами конфедерации. Впоследствии, именно коммунистический строй и поддерживание уровня мобилизации производства на протяжении следующих 30 лет, позволили стабилизировать курс таким образом, чтобы ни граждане, ни внешние экономические отношения не пострадали.

КНДР – Как и СССР из-за особенностей проведения политики, не показывала настоящего курса на протяжении почти 30 лет, курс был зафиксирован вплоть до применения ямайской денежной реформы.

В любом случае, вне зависимости от того, какие торговые и мирные отношения и соглашения соблюдаются в мире, все произойдет по приблизительно похожим сценариям, меняться будут только масштабы, но не динамика и направление.

Война США с Кореей 2017, 2018 годах

Переходя к современности. Что же ожидает экономику основных государств в случае проявления любой агрессии как со стороны северной Кореи, так и по отношению к ней?

Во-первых, это начало новой корейской войны . В этом случае, при казалось бы локальном конфликте, крепость основных валют. К чему это приведет? Все просто. Евро поднимется, курсы маленьких государств на примере Украины, Польши, Беларуси, тоже подскочат.

Почему это произойдет? Все очень просто. В виду невозможности полноценного участия в военном конфликте, каждая держава, в рамках договоренностей с Северной/южной кореей, будет вынуждена принять посильную финансовую помощь.

И в условиях нависшей ядерной угрозы, каждое из государств, примет все возможные усилия для того чтобы нейтрализовать ядерный потенциал Северной Кореи. В частности США во главе с Трампом, поддержат южную Корею как войсками так и финансами. В то время как Китайская Народная Демократическая республика, хоть и недовольна действиями буферного государства, примет посильное участие.

Потому что, если Северная Корея во главе с Ким Чен Ином является для них Головной болью, то США и демократизация Кореи в целом – серьезная угроза внутренней безопасности, и экономической состоятельности Китая.

Что касается рубля, то здесь все несколько сложнее. Но можно ожидать того, что во время отвлечения основных сил на военный конфликт с Северной Кореей, Россия примет сторону Китая, или же имея развязанные руки, продолжит финансовые вложения в Сирию.

С точки зрения экономики, такой затяжной конфликт хоть и не скажется сразу и глобально, все же может привести к значительным послаблениям со стороны каждого из участвующих государств в перспективе.

100 пунктов там, 100 пунктов здесь – итак, в течение года страны могут потерять до 3% своих валютных резервов, что непременно скажется на их курсе в международных банковских торгах.

Влияние КНР и России

Стоит отметить, что при развязывании конфликта между Кореей и США, внимание американского правления будет отвлечено от других, менее важных дел. Все это приведет к ослаблению экономических санкций, и увеличения влияния России на территории Евразийского континента, вместе с налаженными торговыми отношениями с Азией.

К чему это приведет? Все просто – ослабление Евро, ослабление доллара, но при этом значительное укрепление российского рубля и Юаня.

При этом, все события будут сопровождаться торговым эмбарго на товары из США, и поиском мирового сообщества альтернативной более спокойной валютной площадки. Поэтому вне зависимости от того как пойдет конфликт, про торговлю на долларах можно будет забыть вплоть до окончания конфликта.

Недоверие – ведет к бунту

Несмотря на казалось бы, прочную позицию США по отношению к «демократию во всем мире», агрессивные действия по отношению к КНР, могут закончиться весьма плачевно. Все это приведет народ к недовольству действиями правительства, что может даже привести к импичменту. Стоит ли напоминать, то в этом случае, Трампу и компании будет вовсе не до продолжения экономического давления на восточноевропейские страны. Эта дестабилизация внутри странны может как привести к поражению войск США на территории северной Кореи (что уже напомним было во время вьетнамской войны), так и к значительному ослаблению доллара в целом.

Смена гнева на милость

Заинтересованность США в борьбе с корейцами приведет к снижению внимания по отношении РФ. Этот сценарий возможен только в том случае, если российское правительство примет «правильную», с точки зрения США сторону. В этом случае, можно ожидать полного снятия экономических санкций, признание Крыма переданным законно, и еще множество послаблений. Можно даже ожидать значительного уменьшения долга РФ по отношению к США, что приведет к заметному укреплению рубля.

В этом случае, рубль может опуститься до феноменальных 30 за доллар, что при нынешних условиях приведет к новому витку экономики.

Ядерный сценарий Корея vs США

В случае ядерного сценария — мы можем забыть об анализе экономики вовсе. Так, как в ядерную войну подключаться практически все государства, и эпоха ядерного сдерживания на этом окончится. А к чему это приведет? К серьезным климатическим, политическим и материальным последствиям. А текущая рыночная система капитализации вместе с интернетом, форексом, банками и пр. просто канет в лету.

Настроения рынка уже сейчас

Продолжающийся и не такой вялотекущий конфликт между двумя государствами, уже сейчас влияет на технические настроения рынка. Совокупность конфликтов США между Сирией, Россией и северной Кореей, начала постепенно ослаблять доллар.

А укрепление экономический отношений между РФ и КНДР приводит к дополнительному укреплению и стремлению к независимости этих двух государств. Уже сейчас можно наблюдать стремительное падение доллара, и устремление его к отметке в 55 рублей за доллар (напомним, такой курс в последний раз мы могли наблюдать во время зарождающегося конфликта на юге Украины по отношению с присоединением Крыма к РФ).

Рынок, в ожидании продолжения событий только набирает , а стремление трейдеров проскальпировать на любой новости, приводит только к большему нагнетанию.

К сожалению, мы спешим огорчить трейдеров, которые видят в зарождающемся конфликте между Кореей и США возможность заработать. Практически любой сценарий, жестко зафиксирует курсы валют, а международный банковский обмен будет сведен к минимуму. Так, что в случае если у участников рынка есть активы, и будет наблюдаться усложнение отношений на мировой арене, лучше захеджировать свои риски, и торговать более спокойными активами.

На финансовые рынки возвращаются геополитические риски. Российский рубль и российские рынки отреагировали на неожиданный ракетный удар, который был нанесен Президентом США Дональдом Трампом по Сирии. Американский фондовый рынок сделал откат после того, как США сбросили на Афганистан самую большую в мире неядерную бомбу. Одновременно, корейская вона и корейские рынки испытывают трудности на фоне повышенной напряженности вокруг Северной Кореи, а спред между французскими и немецкими 10-летними облигациями увеличивается по мере приближения выборов во Франции.

Такая эмоциональная реакция на политические потрясения и риски является типичной для поведения инвесторов и человека в целом. Геополитические события, как правило, заставляют трейдеров и инвесторов волноваться, что во многих случаях приводит к повышению волатильности на финансовых рынках.

Но, как многократно доказывала история, подобные события обычно не оказывают устойчивого влияния на рынки. Просматривая данные о крупных геополитических событиях за последние 100 с лишним лет, Джайлс Китинг, бывший глава отдела исследований рынка и заместитель директора по инвестициям Credit Suisse, обнаружил, что после таких потрясений акции, как правило, восстанавливаются.

«На подавляющее большинство отдельно взятых крупных событий - от убийства эрцгерцога Франца Фердинанда 100 лет назад до террористической атаки 9/11 и недавних событий в Ираке и Украине - рынок акций реагирует примерно на 10% и менее, и в течение месяца полностью восстанавливается», - написал он в пояснительной записке для своих клиентов. «Это означает, что самой прибыльной стратегией могла быть стратегия торговли против толпы, с покупкой на падениях, вызванных подобными происшествиями».

Чтобы лучше понять, как это на самом деле выглядит, рассмотрим несколько графиков, относящихся к разным геополитическим потрясениям.

На первом графике, взятом из прошлогоднего отчета исследовательской группы Credit Suisse, показано поведение индекса Гонконгской фондовой биржи HSI сразу же после протестных акций на площади Тяньаньмэнь и в более долгосрочной перспективе.

«По нашему опыту, рынки склонны к чрезмерной реакции на политические потрясения, что можно увидеть на примере площади Тяньаньмэнь, когда индекс HSI за один день упал на 22%, а всего за период протестов опустился от верхней точки на 37%. Затем он начал устойчиво восстанавливаться, достигнув в течение последующего года предыдущего пика», - отмечают авторы отчета.

Следующий график показывает, что по схожим траекториям следовал рынок акций после Карибского кризиса (левая ось) и вторжения в Ирак в 2003 году (правая ось).

Синяя линия - Карибский кризис

Оранжевая линия - вторжение в Ирак

По горизонтали - количество дней от нижней точки

«Хотя геополитические события зачастую непредсказуемы и могут затрагивать разные страны, реакцию рынка часто можно предсказать», - пишет Чарльз Шваб из Jeffrey Kleintop, комментируя этот график. «Наш анализ 37 геополитических событий после 1980 года показывает, что рынок акций не всегда падал в ответ на развитие сценария, приводившее к повышению международной напряженности. Но в тех случаях, когда он это делал, среднее падение составляло 3%, а средняя продолжительность - всего семь дней… Хотя региональный военный конфликт вполне может оказать негативное влияние на рынок, длительная история реакций рынка на военные удары и операции, а также дипломатические усилия, направленные на сдерживание угрозы в лице Северной Кореи, позволяют предположить, что наиболее вероятным результатом станет незначительное влияние на рынок».

И наконец, хотя вскоре после того, как британцы в июне прошлого года проголосовали за выход из Евросоюза, рынки начали таять, затем акции все же вернулись на прежний уровень (см. рис. ниже).

График S& P 500

Справедливости ради, надо отметить, что было несколько случаев, когда рынки после сильных геополитических потрясений восстанавливались не так быстро, например, после вторжения во Францию в 1940 году и арабо-израильской войны 1973 года (которая привела к полному перераспределению контроля за мировыми запасами нефти). Но даже тогда, рынок акций восстановился в течение 2-3 лет.

Примечательно, что Уоррен Баффет тоже является приверженцем стратегии сохранения абсолютного спокойствия в периоды, когда все рушится. В октябре 2008 года, на пике финансового кризиса, он написал в статье для New York Times: «В долгосрочной перспективе, с рынком акций все будет хорошо. В 20-м веке Соединенные Штаты пережили несколько тяжелых и дорогостоящих военных конфликтов, Великую депрессию, десяток рецессий и паник на финансовых рынках, нефтяные потрясения, эпидемии гриппа и отставку скомпрометировавшего себя президента. Тем не менее, индекс Доу вырос с 66 до 11 497».

В качестве дополнительного комментария к геополитической теме, можно напомнить, что Наполеон дал такое определение «военному гению»: это «человек, который может делать обычные вещи, когда все окружающие теряют рассудок». Данное выражение как нельзя лучше применимо и к инвестированию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Южная Корея является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 1960-2010 ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос в 25 раз и сегодня составляет 36,6 тыс. долл. Сейчас Корея — высокоразвитая страна, член «Большой двадцатки», 11 экономика мира по размеру. Корея часто приводится в качестве примера успешного дирижизма — вмешательства государства в экономику. Александр Жолудь внимательно изучил современную экономическую историю Кореи и нашел ответ на вопрос, действительно ли государственное вмешательство так полезно для экономики.

Республика Корея, или как чаще ее называют после Корейской войны 1950-53 гг., Южная Корея, является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 50 лет (1960-2010) ВВП на душу населения в постоянных ценах (то есть исключив инфляцию) по паритету покупательной способности (ППС) вырос в 25 раз. Страна, которая начинала на одном уровне с тогдашним Китаем , на сегодня имеет ВВП по ППС 36,6 тыс. долл.

Рис. 1. ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года, Северная и Южная Кореи, 1950-2008

Такой значительный и длительный рост безусловно вызвал интерес экономистов. Это может показаться странным широкой общественности, но сегодня в экономической среде нет консенсуса относительно того, что именно помогло Корее достичь подобных успехов. Целью этой статьи является попытка описания факторов и политик, которые повлияли на развитие корейской экономики, и возможные уроки для Украины.

Развитие экономики Кореи обычно делят на 3 периода: импортозамещение, экспортоориентированность, индустриализация.

Первый период, 1953-1961: «импортозамещение»

После окончания войны южная Корея была беднее большинства стран Африки, не говоря уже о Европе. Большинство капитала и земель до независимости были в собственности японских колонизаторов. Эти активы были конфискованы в пользу государства и приватизированы после окончания Второй мировой войны, часто покупателями были мощные родственные группы со связями. Первой попыткой запуска экономического роста была популярная на тот момент идея импортозамещения — «самодостаточности» экономики. Для ее реализации правительство ввело высокие (до 77% цены) импортные тарифы, импортеры должны были получить специальное разрешение на ввоз продукции, одновременно существовало несколько обменных курсов. Эта политика дала нажиться ряду приближенных к власти бизнесменов, которые позже сформировали «родственные корпорации» или чеболи, но как политика она была провальной — средние темпы роста в это время были на уровне 5,5%, что очень мало для страны, которая восстанавливается после войны. Не помогла даже безвозвратная финансовая, техническая и гуманитарная помощь от США, которая составляла до 10% ВВП Кореи в год — с 1954 по 1960 годы в среднем свыше двух третей ежегодного импорта финансировались помощью США. В 1960 году происходят очередные президентские (и вице-президентские) выборы, в которых с большим отрывом побеждает 85-летний президент Ли Сын Ман. Выборы проходили со значительными нарушениями и вызвали массовые студенческие протесты (армия открыла огонь по протестующим, убив 180 и ранив тысячи гражданских), что привело к свержению режима Ли Сын Мана. Результатом была кратковременная «вторая корейская республика», которую менее чем за год свергла военная хунта во главе с Пак Чон Хи, который возглавил страну.

Второй период, 1962-1972: «экспортоориентированность»

Пак Чон Хи был непримиримым противником коммунизма, что не помешало ему активно внедрять государственное вмешательство в экономику, создание и осуществление пятилеток и незаконное преследование политических оппонентов. На первом этапе он попытался проводить активную борьбу с коррупцией и бизнесменами, приближенными к предыдущей власти, однако до каких-либо значительных «посадок» не дошло, а связь между крупным бизнесом и властью только усилилась. От провальной политики импортозамещения перешли к ориентации на экспорт.

Рис. 2. Строительство, с/х и перерабатывающая промышленность, доли добавленной стоимости,%

Очень важно понимать геополитическую ситуацию начала 60-х годов: Корея улучшает отношения с бывшим колонизатором — Японией (Япония выплачивает многомиллионные компенсации) и в обмен на военную и политическую поддержку действий США во Вьетнаме получает доступ к закупкам, которые осуществляли США для ведения кампании. Например, по оценке Kim (цитируется по , оригинальная статья 1970 недоступна онлайн), доходы Кореи от контрактов, связанных с войной во Вьетнаме, составили в 1967 году 185 млн долл. или около 4% ВВП страны за этот год.

Закупки не только предоставляли валюту для приобретения современного импортного оборудования, но и создавали гарантированный рынок сбыта и помогали получить навыки, которые потом можно было использовать в других проектах. По данным Glassman and Choi , 21% строительных работ в 1965-1969 было произведено по заказу США. Проекты строились гражданскими компаниями в составе чеболов. Например, Хюндай строил дорогу Паттан-Наратхиват в Таиланде в 1965 году, по которой должны были поставляться войска и припасы во Вьетнам. В результате, источником от 40% до 60% валового накопления основного капитала (ВНОК) были контракты публичных закупок со стороны США и финансовая и гуманитарная помощь США в конце 1960-х годов.

Новое правительство продолжило активно вмешиваться в экономику, но изменило акценты этого вмешательства. Тарифы на импорт были снижены, зато бизнесы, выполнявшие установленные экспортные квоты, получали доступ к субсидированным кредитам и другим преимуществам. До 1967 года существовал перечень разрешенных товаров для импорта (остальные — запрещены. Их можно было ввозить только при наличии спецразрешения и были ограничения по покупке твердой валюты на эти цели), но под внешним давлением с 1967 года правительство изменило политику на обратную — перечень запрещенных товаров.

Кредиты экспортерам выдавали как иностранные банки под госгарантии, так и государство через ренационализованные банки. Основное развитие промышленности шло через трудоемкие производства, которые могли привлекать рабочую силу из сельского хозяйства. Если в 1963 году в с/х производилось 43,1% ВВП и было занято 63,4% рабочей силы, то в 1970 эти показатели ссоставляли 26,7% и 50,4% соответственно . Стимулирование экспорта было успешным как в абсолютном, так и в относительном измерениях: рост экспорта с 55 млн долл. в 1962 (2,4% ВВП) до 1,6 млрд долл. в 1972 (15% ВВП). Структура экспорта сместилась с с/х продуктов и минералов на товары легкой промышленности — тройку товаров-лидеров в экспорте В 1970 году составили текстиль (40,8% экспорта), фанера (11%) и парики (10,8%). В целом трудоемкие товары легкой промышленности составляли более 70% экспорта — то есть страна в полном соответствии с классической теорией международной торговли использовала свое конкурентное преимущество. Основными торговыми партнерами Кореи были США (47,3%) и Япония (28,1%).

Рис. 3. Чистый экспорт как процент ВВП

Экспорт рос очень высокими темпами — в 1963-1969 годах средний ежегодный прирост был на уровне 35% , в то время как импорт рос в среднем на 22% ежегодно. Вместе с тем следует заметить, что весь этот период чистый экспорт оставался отрицательным со средним уровнем в -6,9% ВВП в 1962-1971. Поддержание такого постоянного и значительного внешнеторгового дефицита требовало притока внешнего капитала — сначала финансовой помощи, затем — инвестиций и долга.

Из-за того, что для получения большинства государственных стимулов необходимо было иметь значительные объемы производства и экспорта, происходила концентрация бизнеса и развитие чеболов. Кредитная поддержка правительства не всегда была успешной, что часто требовало затрат дополнительных ресурсов на спасение провальных проектов. Для генерации доходов для обеспечения таких расходов правительство оказывало успешным компаниям защиту путем ограничения входа на рынок новых участников. 4 попытки изменить законодательство в пользу дерегуляции и конкуренции в этот период потерпели неудачу.

В 1960-е годы корейские фирмы активно делали инвестиции в новые активы — темпы роста валового накопления основного капитала выросли с 10,5% в год в первой половине десятилетия до 33,2% во второй. Компаниям не хватало собственных средств на такие инвестиции и они активно наращивали долги — отношение собственного капитала (net worth) к активам упало с 51,6% в 1965 году до 23,3% в 1970, появилась большая доля компаний, которые имели положительный cash flow, но критически зависели от продолжения кредитных линий и обращения собственных векселей. Когда компаниям не были доступны банковские кредиты, они занимали на внутреннем нерегулируемом финансовом рынке ,часто под значительные проценты.

Третий период, 1973-1979: «развитие тяжелой и химической промышленности»

В июле 1971 Федерация корейской промышленности (представитель интересов крупных компаний), обратилась к президенту Паку с просьбой выкупа государством долгов проблемных компаний. Последней каплей в накоплении проблем была 17-процентная девальвация национальной валюты в предыдущем месяце, которая привела к росту стоимости обслуживания валютных кредитов. Рассматривалась возможность банкротства таких фирм, но из-за опасений остановки внешних инвестиций в случае громких банкротств был избран возможно более дорогой, но более политически приемлемый вариант. Прошло чуть больше года, и правительство издало указ (т.н. Указ 3-го августа ), которым все старые долги компаний перед нерегулируемым финансовым рынком были заменены на долг по единой ставке (1,35% в месяц), который необходимо было выплачивать 5 лет после первоначального трехлетнего периода без выплат. Краткосрочные долги перед банковской системой были заменены на унифицированный долг (8% годовых, 3 года льготного периода, 5 лет выплат). Реальные процентные ставки были практически нулевыми или отрицательными — годовая инфляция в 1971-1974 годах составляла соответственно 13,5%, 11,7%, 3,2% и 24,3%.

Рис. 4. Валовое накопление основного капитала как % ВВП

Итак, произошло перераспределение стоимости в пользу заемщиков за счет формального и неформального финансового сектора, от которого выиграл прежде всего большой бизнес, в то время как малый и средний были в значительной мере ограничены в возможностях получения кредитов. Однако и крупному бизнесу это принесло лишь временное облегчение — уменьшение кредитных выплат привело к оппортунистическому наращиванию новых долгов.

Кроме прямой кредитной поддержки крупного бизнеса правительство ввело мораторий на обслуживание долга компаний перед неофициальным финансовыми рынками. У компаний, которые не желали направлять инвестиции в избранные государством отрасли, не только исчезал доступ к финансированию (банковская система находилась под контролем правительства), но и возникали проблемы с налоговой и ограничения на получение лицензий, что закрывало для них доступ на перспективные рынки. Многие компании создали избыточные производственные мощности, которые не могли использовать из-за отсутствия спроса на соответствующие товары.

В января 1973 г. Пак Чон Хи объявил «декларацию о развитии тяжелой и химической промышленности» (англ. Heavy and Chemical Industry, HCI). 1970-е были пиком государственного вмешательства в деятельность корпораций. До этого стимулирования экспорта не выбирало виды промышленной деятельности, которые надо поддерживать. Переход к прямой поддержке отраслей был следствием трех основных факторов (по Anne O. Krueger (1995) ):

1) уменьшение военного присутствия США, вызвавшее необходимость в развитии собственного ВПК;

2) рост зарплат из-за общего роста экономики, которое сделало трудоемкий экспорт менее конкурентным. Рост стран-соседей с похожими трудоемкими производствами;

3) наличие большого дефицита текущего счета платежного баланса, несмотря на стимулирование экспорта, в том числе из-за использования импортных ресурсов в производстве.

Сокращение финансовой поддержки со стороны США означало, что внешнеторговый дефицит необходимо срочно сокращать, потому что исчезал источник его финансирования.

Рис. 5 Темпы роста реального ВВП,% годовых

Происходило создание государственных промышленных предприятий, одним из самых известных примеров которых является POSCO (Pohang Iron and Steel Company) — металлургический завод, построенный на средства, предоставленные Японией в рамках программы взаимопонимания между бывшими метрополией и колонией. Соглашение о кредите, финансовой и технической помощи было подписано в 1969 году, выпуск стали начался в 1972 Предприятие было приватизировано в конце 1990-х, и на сегодня это четвертый крупнейший производитель стали в мире.

В этот период ВВП Кореи рос быстрее (11% в год в 1973-1979 гг. против 9,6% в 1963-1972), хотя оппоненты вмешательства государства отмечают, что основной рост был вызван общим экспортным направлением экономики и притоком прямых иностранных инвестиций и его темпы могли бы быть выше без вмешательства государства. Необходимо отметить, что в 1980 году произошло первое падение ВВП за почти тридцать лет. На это безусловно повлияло убийство Пак Чон Хи и второй нефтяной шок, но замедление было очевидным и до этих событий.

1979-2017: устранение ошибок

В 1979 году состоялся ряд событий, которые вызвали кризис и заставили правительство двигаться от поддержки конкретных компаний к созданию более равных условий — процесс, который продолжается до сих пор. Во-первых, состоялся второй нефтяной шок, который нанес удар по химической промышленности — одной из отраслей со значительной государственной поддержкой. Во-вторых, ускорение инфляции до 18,3% в 1979 и 28,7% в 1980 из-за большого бюджетного и внешнеторгового дефицитов и искажение цен государственной политикой привели к дефициту многих потребительских товаров. В-третьих, 26 октября 1979 было совершено успешное покушение на президента Пак Чон Хи, диктатора, который практически единолично решал тактические и стратегические вопросы развития экономики. В-четвертых, из-за засухи в 1980 году был очень плохой урожай, ВВП впервые с 1953 года продемонстрировал падение — на 1,7%.

К власти пришла очередная группа военных во главе с Чон Ду Хван, которая, опасаясь восстановления военного конфликта с Северной Кореей, ввела чрезвычайное положение. В ответ участились протестные выступления студентов и рядовых граждан против политической диктатуры и засилья чеболов — например, восстание в Кванджу в мае 1980 года, подавленное армией, в результате которого погибло более полутора сотен человек. Начались протесты профсоюзов. Протестующие достигнут успеха лишь в 1996, когда бывший президент Чон Ду Хван будет осужден на пожизненный срок в частности за чрезмерное использование силы в подавлении протестов.

К началу 1980-х уровень ВВП на душу населения в постоянных долларах 1990 года в Корее был примерно такой, как в современной Украине. Советники Чон Ду Хвана объяснили бесперспективность продолжения политики активного вмешательства государства в экономику — Корея на тот момент уже приблизилась к технологическому фронтиру, а ее экономика усложнилась настолько, что предсказать успешность того или иного вмешательства стало практически невозможно. Поэтому состоялась постепенная экономическая либерализация. Она не помешала дальнейшему экономическому росту — с 1981 по 1997 (год Азиатского финансового кризиса) — среднегодовой ВВП рос на 9,1%. Импортные пошлины были снижены, новые государственные проекты в промышленности не запускались, бизнес получил более равный доступ к кредитам.

Однако, как стало понятно особенно после азиатского кризиса 1997 года, у страны остались значительные структурные дисбалансы. Банковская система до сих пор имеет проблемы со значительными объемами кредитов, выданных под давлением властей крупным корпорациям, некоторые из которых (например., Деу) — обанкротились. Руководство чеболов обвиняют во взяточничестве, финансовых махинациях, уклонении от уплаты налогов и влиянии на власть — в последние годы подобные судебные приговоры вынесены руководителям таких крупных компаний как Samsung, СК, Хюндай, Хангва и Лотте. В то же время главы крупных чеболов после осуждения получают амнистию — как это было с Ли Кун-хи (Самсунг) или Чонг Монг-ку (Хюндай). В конце 2016 объявлен импичмент первому президенту-женщине Пак Кин Хе по обвинению в коррупции.

1953-1979: три декады государственного вмешательства

Имела ли такая политика положительное влияние на экономический рост — нет единого мнения. Большинство соглашается, что на этапе импортозамещения вмешательство имело негативное влияние, о чем свидетельствуют умеренные темпы роста ВВП несмотря на массированную финансовую внешнюю помощь. Государственные ограничения на импорт не дали ни прямого эффекта уменьшения внешнеторгового дефицита, ни существенного роста промышленности. Ситуация изменилась только при переориентации на внешнюю экспансию.

Периоды экспортоориентации и развития тяжелой промышленности являются схожими в том смысле, что в обоих периодах было активное вмешательство государства, но они существенно отличаются механизмами такого вмешательства. В первом случае любой экспортер получал доступ к преференциям за выполнение установленных экспортных планов — кредитам с низкой ставкой, твердой валюте, налоговым льготам и тому подобное. Поэтому развитие отраслей происходило по рыночным законам — страна специализировалась на товарах легкой промышленности, в которых имела конкурентное преимущество — дешевую рабочую силу. Когда же государство взялось за развитие тяжелой и химической промышленности, главной целью было не получение максимальной прибыли, а обороноспособность страны. Поэтому применялась политика прямой поддержки конкретных производств и предприятий — правительство устанавливало для них цены ниже рыночных на материалы, направляло инженеров и другую квалифицированную рабочую силу. Это привело к введению контроля и над потребительскими ценами, появлению дефицита потребительских товаров и черного рынка, а в конце концов замедлению экономического и экспортного роста.

Стоит заметить, что разделение на лагеря по точке зрения на роль государства в развитии Кореи совсем не отражает разделение по экономическим школами или национальности авторов. Так, ярким пропонентом роли государства в развитии Кореи была Alice Amsden со своей книгой Asia’s Next Giant: South Korea и даже в какой-то степени представители Всемирного банка (исследование приветствует вмешательство государства только в случаях, где есть проблемы для рынка, например, асимметричная информация при кредитовании, проблемы достижения экономии на масштабах при конкуренции и т.д.). Оппоненты отмечали, что при расчете по имеющимся мировым ценам производительность тяжелой и химической отраслей осталась ниже производительности легкой промышленности, развитие которой сдерживалось в 1970-е (Yoo Jung-ho, 1990 ), импорт странами ОЭСР из Кореи вырос в 1970-е меньше, чем из Тайваня, который имел схожую структуру экспорта, но не осуществлял значительного государственного вмешательства в этот период. Безусловной сложностью оценки является отсутствие совершенного «контрольного варианта» с которым можно было бы сравнить Корею. Все контр-исторические оценки базируются на тех или иных предположениях, которые невозможно однозначно доказать.

В целом за весь период можно выделить такие факторы, оказавшие значительное влияние на развитие экономики Кореи:

Обычно экономисты выделяют два типа экономического роста — экстенсивный и интенсивный. Первый заключается в увеличении количества используемых ресурсов — капитала, рабочей силы и т.п. Второй означает более эффективное использование имеющихся ресурсов. Европейские страны и Северная Америка развивались преимущественно за счет интенсивного роста — появления новых, более эффективных технологий. В то же время, СССР периода индустриализации был наглядным примером экстенсивного роста — за счет вытеснения людей на работу в промышленности городов (в частности карточной системой), выжимания частных сбережений (работа Торгсин по покупке золота во время Голодомора), принудительные сбережения и покупка западных заводов и другого современного капитала. Проблема с экстенсивным ростом в том, что в определенный момент ресурсы заканчиваются. Так, можно удвоить рабочую силу, привлекая женщин к производству, улучшить ее качество программами ликбеза и образования, однако вряд ли можно ожидать привлечения всех — от младенцев до пожилых людей — к производству или обучение всех до уровня кандидатов или докторов наук. Именно поэтому после исчерпания ресурсов рост в СССР значительно замедлился, что и привело в конечном итоге к падению советской империи.

В 1970-1980-е годы значительная часть западных экономистов считала «Восточные экономические чуда» результатом повторения западного пути, то есть роста эффективности. Однако в 1990-х, после остановки экономического роста Японии и финансовых проблем Кореи, стало доминировать мнение, что их успех был результатом благоприятных условий (в том числе политических) внешней торговли, в сочетании со значительной мобилизацией ресурсов. Так же, как и в СССР, такая мобилизация позволяет временно иметь значительные темпы экономического роста просто за счет наращивания факторов производства.

Уроки для Украины

Украина вряд ли сможет напрямую скопировать опыт Южной Кореи в силу ряда экономических и политических ограничений:

  • Отсутствие резерва рабочей силы. Нет значительного количества молодежи, которая бы из менее производительного сельского хозяйства переходила в промышленность. Маловероятным является то, что молодежь согласится работать по 10-12 часов в день за незначительную зарплату. В Корее в 1980 году (то есть по истечении значительного прямого государственного вмешательства) в с/х были занято 34% всех работающих, в 1963 их было 63,4%; в Украине в 2012-2015 годах этот показатель составлял в среднем 17,3%.
  • Значительный уровень бюджетных расходов на социальную защиту, требует значительной налоговой нагрузки. В случае предоставления преференций отраслям и фирмам нагрузки на остальную экономику только возрастут. Старение населения потребует дополнительного повышения социальных и медицинских расходов.
  • Низкий уровень сбережений и низкая вероятность принудительной мобилизации средств
  • Отсутствие значительной внешней поддержки — корейская экономика находилась во внешнеторговом дефиците с 1953 по 1997 год за счет помощи США и Японии в 1950-1960-е и ПИИ и кредитов в более поздний период, а также содействия доступу на рынки США и Японии.
  • Политическая неприемлемость диктатуры и дальнейшего сращивания государства и крупного бизнеса.

Примечания:

Около 1000 долл. ВВП на человека. Для сравнения — ВВП на душу населения по ППС в Украине в 2015 году составил почти 8000 долл.
Американцы сначала поставили высокие требования на продажу конфискованных японских активов, и немногие корейские граждане отвечали этим требованиям, поэтому собственность перешла к новому корейскому правительству. Правительство сначала выставило банки на продажу в 1954 году с рядом положений для предотвращения продажи по сверхнизкой цене с ограничениями на источник средств, однако предложений не поступило. Правительство резко ослабило требования. Используя политические связи, крупные промышленные капиталисты занимали деньги у банков, чтобы купить эти самые банки. Когда приватизация была завершена в 1957 году, все коммерческие банки находились под контролем промышленных капиталистов. Согласно одному из исследований, доля инсайдерских кредитов таких банков превышала 50 процентов. Покупатели активно финансово поддержали Либеральную партию президента Ли Сын Ман. (по работе Phillip Wonhyuk Lim «Path Dependence in Action: The Rise and Fall of the Korean Model of Economic Development» )
Кроме коммерческих банков и «депозитных банков» под контролем государства, существовал значительный внутренний нерегулируемый рынок, который оказывал прежде всего краткосрочные ссуды. На 1972 год объем кредитов нерегулируемого рынка составил 346 млрд вон, коммерческих банков — 646 млрд и депозитных банков — 823 млрд (см стр. 166 книги Financial Development in Korea, 1945-1978 ).
Он был основан только в 1988 году. До этого действовали фонды для госслужащих и военных, но они покрывали незначительную часть населения .

VoxUkraine - уникальный контент, который стоит прочесть. Подписывайтесь на нашу e-mail рассылку, читайте нас в

Военный конфликт вокруг Северной Кореи может затронуть Южную Корею, Японию и Китай, остановив поставки сырой нефти в эти страны, а это примерно треть (34%) от всех морских торговых перевозок сырой нефти. Кроме того, в этих трех странах сосредоточены около 65% азиатских перерабатывающих мощностей. Из-за этого глобальные нефтяные рынки серьезно «пострадают» - такой вывод сделали аналитики британской консалтинговой компании Wood Mackenzi.

Половина китайской нефтедобычи попадает в зону риска, если напряжение между Северной Кореей и ее соседями перерастет в открытый конфликт. У Китая есть собственное производство нефти, но больше половины заводов встанут из-за роста напряжённости. По данным Wood Mackenzie, около 1,5 млн баррелей сырой нефти из 3,95 млн баррелей, добываемых в Китае за сутки, поступает из Северо-Китайского нефтегазоносного бассейна, причем ближайшее месторождение находится на расстоянии 200 км от северокорейской границы. В случае эскалации конфликта Китай начнет использовать нефть из своих стратегических резервов - впервые, начиная с момента их создания 3-4 года назад, сказал эксперт Wood Mackenzie Крис Грэм.

Япония и Южная Корея могут принять аналогичные меры - обе страны располагают необходимыми резервами, чтобы покрыть дефицит нефти в течение 90 дней. Кроме того, Япония может ускорить повторный ввод в эксплуатацию ядерных генераторов, чтобы компенсировать сокращение импорта нефти и газа.

Нефтяные котировки, как правило, позитивно реагируют на повышение вероятности крупномасштабных военных действий. Рост нестабильности в мире приводит к росту цен на черное золото, считает Сергей Пигарев, руководитель Asset Management Clu­b НИУ ВШЭ и главный финансовый аналитик нефтяной компании «Мангазея»: «Кроме того, КНДР является крупным экспортером угля. В 2016 году объем чистого экспорта достиг 25 млн тонн, а экспортная выручка составила около $1,2 млрд. Прекращение экспортных поставок из Северной Кореи может поддержать котировки угля на международном рынке, а также дает отличную возможность российским угольщикам заместить собственными поставками северокорейские объемы».

Что касается газовой отрасли, то здесь, можно ожидать увеличение закупок СПГ со стороны Японии в краткосрочной перспективе для создания запасов голубого топлива, а также роста цен СПГ при поставках в район возможных боевых действий: размер «премии за риск» будет зависеть от уровня напряженности в регионе, рассуждает аналитик. «При условии, что Россия не окажется втянута в прямое противостояние с КНДР, эскалация противостояния Северной Кореи и остального мира во главе с США может иметь позитивное влияние на экономику России. Прежде всего речь идет об энергетическом секторе российской экономики. Наибольший выигрыш получат экспортеры нефти, угля и газа», - считает Пигарев.

В случае с КНДР военное развитие ситуации ставит под удар двух крупных потребителей энергоресурсов - Японию и Южную Корею и одновременно делает мало предсказуемым сценарий взаимоотношений Китая и США, которые также имеют колоссальное влияние на глобальный баланс производства и поставок углеводородов, констатирует Александр Ершов, главный редактор по товарным рынкам Thomson Reuters: «Поэтому говорить о значительной вероятности появления так называемой военной премии в цене на нефть в случае корейского конфликта сложно. Поведение сырьевого рынка будет в большей степени исходить из общего влияния этого кризиса на мировую экономику, поскольку прямая угроза потери значительного объема добываемых ресурсов менее вероятна по сравнению, например, с Ближним востоком», - считает Ершов.

Прогнозы Wood Mackenzie ограничиваются лишь ситуацией регионального столкновения КНДР и ее соседей. Но Дональд Трамп не исключает иной сценарий: он обещал ответить КНДР «силой, яростью и огнем», которых «мир еще не видел». В ответ Пхеньян готов нанести ракетный удар по американской военной базе на острове Гуам.

Виталий Ермаков, заведующий Центром анализа энергетической политики Институт энергетики НИУ ВШЭ, предостерегает от подобного рода экономических анализов, поскольку они создает иллюзию, что возможен некий «региональный» конфликт вокруг Северной Кореи, который может иметь некоторые отрицательные экономические последствия для региональных игроков: «На самом деле, серьезный военный конфликт возможен только при участии в нем США, которые могут решить, что ядерный потенциал Северной Кореи должен быть уничтожен, несмотря на риск ядерной войны. Проблема в том, что некоторые безответственные политики считают, что конфликт можно будет ограничить Азией. Мне представляется, что это опасная иллюзия, которая может поставить мир на грань ядерной катастрофы. В этой связи рассуждения о воздействии войны с Северной Кореей на спрос на нефть просто неуместны. Мертвецам нефть не нужна», - заключает эксперт.

Пока что сырьевые рынки пока сдержанно реагируют на корейский кризис, отмечает Александр Ершов. Тому есть несколько причин. Главная - это по-прежнему только политический кризис. Угрозы обмена ракетными ударами есть лишь в словах лидеров КНДР и США, но, хотя напряженность в регионе возросла, настоящий рычаг влияния на сырьевые рынки - прямая угроза нарушения баланса спроса и поставок, а этого пока нет. Ураган «Харви» сейчас в большей степени заметен для рынка, нежели корейская угроза, говорит аналитик. И ЕС, и США говорят о необходимости давления на КНДР и новых санкций, но в реальности повлиять на Пхеньян может лишь Китай и в меньшей степени - Россия. А они ведут себя сдержанно - поэтому рынки относительно спокойны.

Но, по мнению Александра Ершова, если ситуация обострится, надо понимать, что условная война в Корее (или где бы то ни было) вовсе не обязательно спровоцирует рост сырьевых котировок. Исходить нужно опять-таки из формирования глобального баланса поставок - движение цен возможно в любую сторону: «Тот же «Харви», ударив по нефтепереработке в США, высвободил объем нефти для экспорта, оказав таким образом давление на мировые цены, хотя обычно в сезон ураганов в Мексиканском заливе цены на нефть как раз растут, потому что добыча как правило страдает от стихии сильнее даунстрима», - заключает главный редактор по товарным рынкам Thomson Reuters.

Единственный вариант защиты Америка никак не сможет атаковать Северную Корею без огромных потерь Самый большой ущерб понесет Южная Корея, а также экономика США

Теперь, когда возможность войны между США и Северной Кореей зависит от одного жесткого твита или неосторожного высказывания, аналитики начали рассматривать различные сценарии этого конфликта.

Излишне говорить, что это сложная задача, так как она имеет бесчисленное множество вариантов, в том числе и потому, что многие другие страны окажутся втянутыми в такую войну.

Конечно, войны следует избегать, но уже очевидно, что полномасштабный конфликт на Корейском полуострове приведет к масштабным человеческим жертвам, но также будут и значительные экономические последствия.

Угроза применения ядерного оружия в современном мире кажется абсолютно неприемлемым и даже глупым шагом, но Ким Чен Ын и Северная Корея – это "темная лошадка" для мировой общественности, поэтому такой вариант рассматривается в качестве вполне реального.

При этом пока речь идет исключительно об ударе по базе на острове Гуам. На самом деле, на этом острове располагаются две базы, а общая численность персонала составляет 7 тыс. человек. Фактически это американский плацдарм для возможной атаки на КНДР, поэтому неудивительно, что в Пхеньяне так сильно испугались повышения активности авиации США в этом районе.

Кроме того, ядерный упреждающий удар – это единственный шанс для КНДР защитить себя от угрозы со стороны Америки.

С формальной точки зрения Северная Корея – это милитаризованная нация. С населением более 25 млн человек только общая численность военного персонала составляет 6,445 млн, из которых 945 тыс. являются активными, а 5,5 млн человек находятся в резерве. Согласно данным GlobalFirepower.com у КНДР есть 944 различных типов военных самолетов и вертолетов, из которых к атакующим можно отнести почти 600. Танков насчитывается более 5 тыс. Также Пхеньян располагает достаточно масштабных флотом, хотя его силы сосредоточены на патрульных кораблях. Но также есть 13 кораблей и 76 различных подводных лодок.

Но все это оказывается совершенно неважным, так как на поддержку всей этой армии требуется около 15 тыс. баррелей топлива в день. Северная Корея в день производит только 100 баррелей, а доказанные запасы остаются неизвестными. Маловероятно, что они значительны. В случае начала реальной наземной войны никто не рискнет поставлять в КНДР топливо, а это означает, что вся эта армия будет стоять мертвым грузом. Да, топливо можно накопить, но для ведения одного дня войны потребуется копить более года, а если сюда добавить гражданское потребление, то срок значительно увеличивается.

То есть для Пхеньяна использование ядерного оружия является единственным возможным ответом на угрозу со стороны США.

Могут ли США нанести "хирургический удар"?

В теории американские военные могли бы провести один или серию быстрых и точных ударов, чтобы лишить КНДР возможности использования своего разрушительного и опасного оружия, но это вряд ли получится.

Ракетные установки и ядерные объекты рассеяны по территории страны, они скрываются в горной местности.

И если этот "хирургический удар" не удастся, то под угрозой будут жизни 10 млн человек в Сеуле, 38 млн человек в окрестностях Токио и десятки тысяч военнослужащих США в Северо-Восточной Азии. При этом, даже если США уничтожат все ядерное оружие, Сеул останется уязвим для атак артиллерии Северной Кореи.

И в КНДР любой атаку, даже небольшую, будут рассматривать как полноценную войну, поэтому отвечать будут с полной силой.

В этом случае США должны сигнализировать КНДР и Китаю, главному торговому союзнику Пхеньяна, о том, что не намерены атаковать Северную Корею.

Попытается ли Вашингтон сменить режим в КНДР?

Смена режима – это любимый прием США, особенно если нельзя вести войну. Но кто-нибудь слышал о северокорейской оппозиции? Да, многие надеялись на то, что Ким Чен Ын, знакомый с западными ценностями, сделает страну более открытой, но этого не произошло.

Очевидно, что он не собирается покидать свой пост, как и не будут делать это другие правящие элиты.

Кроме того, Китай, опасаясь как кризиса беженцев, так и войск США на его границе, скорее всего, будет стремиться поддерживать существующий режим.

США не решатся на полномасштабную войну

Для того чтобы быстро уничтожить артиллерию Северной Кореи, а также не дать использовать ракетное и ядерное оружие, потребуется полномасштабное вторжение.

Но для этого необходимо постепенно наращивать огневую мощь, и это будет очевидно для всех. Подобные действия могут побудить Северную Корею нанести упреждающий удар. Поэтому сейчас эксперты говорят, что войны между США и КНДР не будет, поскольку это полное безумие, в том числе при анализе затрат и результатов.

Многие аналитики отмечают, что необходимо срочно начинать переговоры, чтобы предотвратить ухудшение ситуации, так как необходимо не дать Северной Кореи получить термоядерное оружие или более совершенные твердотопливные ракеты.

Экономические последствия войны

Генсек ООН обеспокоен ситуацией вокруг Северной Кореи и выступает за дипломатическое урегулирование. Об этом заявил его официальный представитель - Стеффан Дюжаррик. Сейчас в Совете Безопасности ООН идет заседание в закрытом режиме.Обычные силы Северной Кореи, которые включают в себя 700 тыс. человек под оружием и десятки тысяч артиллерийских орудий, могут нанести огромный ущерб южнокорейской экономике.

Если речь идет о ядерном ударе, последствия будут еще хуже.

Многие из основных целей в Южной Корее расположены недалеко от границы с Северной Кореей. Сеул, на который приходится примерно пятая часть населения и экономики страны, находится всего в 35 милях от северокорейской границы и станет главной целью.

Опыт прошлых военных конфликтов показывает, насколько большие последствия могут возникнуть для экономики. Война в Сирии привела к 60-процентному падению страны. Однако самым разрушительным военным конфликтом со времен Второй мировой войны была корейская война (1950-53), которая привела к смерти 1,2 млн человек в Южной Кореи, а ВВП рухнул более чем на 80%.

На долю Южной Кореи приходится около 2% мирового объема производства. 50-процентное падение южнокорейского ВВП прямо уничтожило бы 1% от глобального ВВП. Но также стоит рассмотреть косвенные последствия. Главным из них является срыв глобальных цепочек поставок, которые стали более уязвимыми благодаря внедрению систем доставки «точно в срок».

В 2011 г., после наводнения в Таиланде, еще несколько месяцев некоторые заводы осуществляли поставки с задержками.

Влияние войны в Корее было бы намного сильнее. Южная Корея экспортирует в три раза больше промежуточных продуктов, чем Таиланд. В частности, Южная Корея является крупнейшим производителем жидкокристаллических дисплеев в мире (40% мирового объема) и вторым по величине производителем полупроводников (17% рынка). Он также является ключевым производителем автомобилей и является родиной для трех крупнейших судостроителей в мире.

В результате, дефицит отдельных товаров наблюдался во всем мире в течение длительного времени. Так, например, для создания полупроводниковой фабрики с нуля требуется около двух лет.

Влияние войны на экономику США, вероятно, будет значительным. На своем пике в 1952 году правительство США тратило 4,2% своего ВВП, борясь с корейской войной. Общая стоимость второй войны в Персидском заливе (2003 г.) и ее последствия оценивается в 1 трлн долл. США (5% от ВВП США за один год). Длительная война в Корее значительно подстегнет федеральный долг США.

Реконструкция после войны была бы дорогостоящей. Необходимо будет перестроить инфраструктуру. Массивные запасные мощности в сталелитейной, алюминиевой и цементной промышленности в Китае означают, что реконструкция вряд ли будет инфляционной, и вместо этого должна стать стимулом для глобального спроса.

США, ключевой союзник Южной Кореи, вероятно, возьмут на себя значительную часть расходов. США потратили около 170 млрд долларов на реконструкцию после самых последних войн в Афганистане и Ираке. Экономика Южной Кореи примерно в 30 раз больше, чем эти две экономики. Если бы США потратили пропорционально столько же на восстановление в Корее, как это было в Ираке и Афганистане, это добавило бы еще 30% ВВП к национальному долгу Америки.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то