Чудесные спасения: выжившие в авиакатастрофах. Выжившие в авиакатастрофах: истории тех, кому «повезло Люди выжившие в авиакатастрофах


Весна Вулович, Джулиана Маргарет Кёпке, Людмила Савицкая - этих женщин из разных стран объединяет одно невероятное обстоятельство. Все они чудом выжили во время авиакатастроф, произошедших в разные годы. Истории этих трех женщин поневоле заставляют поверить в чудеса или в судьбу.

Весна Вулович


Весна Вулович - стюардесса самолета, совершавшего перелет 26 января 1972 года по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград. В момент катастрофы была в пассажирском салоне и мгновенно потеряла сознание, а затем долгие годы помнила только тот момент, когда поднималась на борт.

Обломки самолета разбросало не более, чем на километр, возле деревни Сербска Каменице в Чехословакии (теперь это территория Чехии). Позже эксперты сделают предположение, что самолет потерпел крушение в результате теракта, но виновных так и не найдут.


Весна была в коме, когда ее нашел местный житель Бруно. Он проверил у нее пульс и тут же отправился за спасателями. Было понятно: у девушки поврежден позвоночник и трогать ее категорически нельзя. Стюардесса получила множественные тяжелые травмы, едва не стоившие ей жизни.


Она находилась в коме 27 дней, а потом был долгий период восстановления, целых 16 месяцев она провела в больнице. Врачи были уверены, что она останется инвалидом на всю жизнь. Но Весна, наперекор всем прогнозам, встала на ноги, через четыре с половиной года она уже нормально ходила и даже вернулась на работу в свою авиакомпанию. Правда, в праве на полеты ей отказали, предоставив должность в офисе. А вот момент крушения самолета она вспомнила спустя 25 лет.

Считается, что в воздухе ее спасла потеря сознания и низкое давление. Весна Вулович - рекордсменка Книги рекордов Гиннеса, выжившая после падения с 10 120 метров.

Джулиана Маргарет Кёпке


17-летняя Джулиана 24 декабря 1971 года вместе с мамой вылетела из аэропорта Лима Хорхе Чавес в Икитос. Самолет должен был совершить промежуточное приземление в Пукальпе и отправиться по маршруту дальше. На борту самолета авиакомпании LANSA находилось 92 человека. Джулиана была в предвкушении рождественских каникул, которые проведет вместе с отцом, занимаясь систематизацией карточек разных видов насекомых.

Они были в хвостовой части самолета, любовались чудесными видами из иллюминатора. Самолет стал входить в грозовой фронт, его стало сильно трясти. По-хорошему, как только появилась опасность, следовало вернуться в Лиму, но и пассажиры, и члены экипажа спешили отпраздновать Рождество вместе с близкими. Пилот принял ошибочное решение продолжать полет, надеясь благополучно миновать опасную зону.


Джулиана наблюдала за работой пропеллера, когда именно в эту часть самолета попала молния. Все, что происходило позже, она вспоминала, как замедленную съемку в кино: вот самолет распадается на части, и она, пристегнутая ремнем безопасности к сиденью, начинает свое бесконечное падение вниз. Она помнила, как кружило ее в воздухе, как стремительно приближалась земля, и как поглотили ее вместе с обломками густые зеленые кроны деревьев на земле. И только в момент соприкосновения с землей девушка потеряла сознание.

Она долго приходила в себя, целые сутки. А потом, находясь в шоке, даже не чувствовала боли от полученных серьезных травм. У нее были множественные порезы, она сломала ключицу, у нее была разорвана подколенная связка, были все признаки сотрясения мозга. Она потеряла очки и не могла нормально видеть даже одним глазом, другой же полностью заплыл из-за сильного ушиба лица.

Но немного оправившись и собравшись с силами, Джулиана поняла, что ждать помощи бессмысленно, обломки на месте крушения не видны поисковым самолетам из-за густой зелени. Она вспомнила уроки выживания, которые давал ей отец, и отправилась вниз по течению обнаруженного ею ручья, чтобы выйти по нему к реке и к людям. Позже экспертиза установит, что в момент падения живыми оставались еще как минимум 15 пассажиров, но они, к сожалению, не дождались помощи спасателей.


Джулиана добралась до пустой хижины лесорубов через 10 дней после катастрофы. Еще через день ее нашли под навесом местные жители. Они даже приняли ее за богиню воды, сошедшую с небес. Ей оказали первую помощь, накормили и обогрели, извлекли из ее ран часть личинок мух и сплавили по реке в городок Турнависта, где ей начали колоть антибиотик и полностью очистили раны от поселившихся там червей. Из Турнависты Джулиану переправили в госпиталь Пулькапы, там она, наконец, встретилась с отцом.

В 1974 году о ней выйдет в свет художественный фильм «Чудеса ещё случаются». Эта картина поможет пережить авиакатастрофу Ларисе Савицкой.

Лариса Савицкая


20-летняя Лариса возвращалась с мужем из свадебного путешествия в Благовещенск 24 августа 1981 года. Они сели в хвост самолета, Лариса задремала в своем кресле, потом ощутила очень сильный толчок, а сразу за ним просто невыносимый холод. Она отлетела на метр от своего кресла, а перед ее глазами встали кадры фильма, который она посмотрела не так давно. Героиня выжила после авиакатастрофы. Лариса восприняла это воспоминание, как руководство к действию. Она добралась до кресла у иллюминатора, вцепилась в него изо всех сил и полетела вместе с ним вниз. Именно это кресло спасло в итоге ей жизнь. Крушение произошло в результате столкновения с военным самолетом.

Ее падение длилось 8 минут. Удар был смягчен кронами берёз. Ларису обнаружили 27 августа с серьёзнейшими травмами в состоянии глубокого шока. Выжила, научилась ходить и даже смогла родить сына в 1986 году.

Она получила минимальную компенсацию ущерба – всего 75 рублей. Сам факт этой катастрофы был засекречен долгие годы. Родителям девушки и самой Ларисе приказали никому не говорить о случившемся. Лишь через двадцать были обнародованы подробности жуткого крушения, и Лариса Савицкая смогла рассказать о том страшном дне.

Фильм, который помог выжить Ларисе Савицкой - "Чудеса еще случаются"

Этих трех девушек можно назвать почти везучими, они сумели выжить. Тайну гибели в авиакатастрофе юного миротворца пытаются разгадать до сих пор.

Выжить в авиакатастрофе... Действительно, за всю историю гражданской авиации было множество пассажиров, которым удалось избежать трагедий. Кто-то из них проспал или опоздал на злополучный рейс и благодаря этому остался живым. Но есть и по-настоящему чудесные спасения, объяснить которые просто невозможно. Мы сдеали подборку самых невероятных историй о людях, переживших крушение самолетов.

1. Жуткая авиакатастрофа, произошедшая в Перу в декабре 1971 года, унесла жизни 92 человек. В самолет Lockheed L-188A попала молния, когда он летел над тропическим лесом на высоте 3 км. Лайнер развалился на части и, казалось, в живых никого не осталось. Но спустя 9 дней после трагедии нашелся выживший пассажир "смертельного рейса" LANSA 508 - 17-летняя Джулиана Маргарет Кепке (на главном фото - примеч. Ред. ). У школьницы была сломана ключица, разбито лицо, все тело в синяках. И это - после падения с высоты 3000 метров! Ее нашли не сразу - больше недели Джулиана выживала одна в диких условиях джунглей. Как позже признавалась сама Джулиана, во время крушения самолета ряд сидений, к которому она была пристегнута, вращался, как лопасть вертолета, что и замедлило скорость падения. Повезло ей и в том, что сидения вместе с ней рухнули в густые кроны деревьев, чем смягчили "посадку". Кстати, история, произошедшая с Джулианой Кепке, легла в основу итальянского фильма "Чудеса еще случаются".

2. Как раз эту самую картину "Чудеса еще случаются" вспомнила пассажирка Ан-24 Лариса Савицкая в 1981 году. Женщина возвращалась с мужем из свадебного путешествия, но, к сожалению, их красивая история любви прервалась на высоте 5 км на Дальнем Востоке. 24 августа 1981 года самолет, на котором они летели, столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 ВВС СССР . Из 32 человек уцелела лишь 20-летняя Лариса. В момент катастрофы женщина крепко спала, прижавшись к мужу. Очнулась Савицкая от сильного удара - самолет разломился на части. Ее выбросило в проход и несмотря на весь ужас от происходящего, Лариса успела крепко ухватиться за ближайшее кресло и вжаться в него, как героиня фильма «Чудеса еще случаются».

Уже очутившись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мертвого мужа. Рядом с ним она прождала спасателей на месте крушения самолета ровно два дня.

Лариса Савицкая дважды упомянута в Книге рекордов Гиннеса: как выжившая в авиакатастрофе и как получившая самую маленькую компенсацию – 75 рублей!

3. Трагедия, произошедшая в Андах, также легла в основу художественного фильма. «Живые» вышли на экраны в 1993 году - через 21 год после печально известной истории. Рейс 571 Уругвайских авиалиний с 45 регбистами и их близкими разбился 13 октября 1972 года. 10 человек погибли сразу, остальным же пришлось 72 дня выживать в горах без еды.

Это страшно представить, но несчастным пришлось даже питаться мясом умерших товарищей. Спустя несколько дней в живых остались лишь 16 человек. Остальные погибли от голода и холода. Выжившие пассажиры были спасены 23 декабря 1972 года.

4. 1972 год был омрачен еще одной авиакатастрофой - 26 января над чешским городком Сербска-Каменице террористы взорвали пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9-3, который летел из Копенгагена в Загреб . Бомба была заложена в багажном отделении и сдетонировала на высоте 10 160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли. Спаслась лишь 22-летняя стюардесса Весна Вулович . У женщины был проломлен череп, сломаны обе ноги и три позвонка, но тем не менее она была жива.

Последующие 27 дней Весна находилась в коме, а после этого еще 16 месяцев была под присмотром врачей в больнице. Чудесное спасение Вулович занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самый высотный прыжок без парашюта.

5. Одна из самых масштабных катастроф в истории японской гражданской авиации произошла 12 августа 1985 года. Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines рухнул около горы Такамагахара в 100 км от Токио .

Из 520 пассажиров удалось выжить только четверым женщинам: 24-летней сотруднице Japan Airline Хироко Есидзаки, 34-летней пассажирке самолета и ее 8-летней дочери Микико, а также 12-летней Кэйко Каваками, которая была найдена сидящей на дереве.

6. Фотография маленькой Сесилии Сичан в 1987 году облетела весь мир. 4-летняя девочка чудом выжила во время крушения самолета в Детройте 16 августа. Трагедия унесла жизни 156 человек, но как в таком происшествии выжила Сесилия - до сих пор большая загадка. McDonnell Douglas MD-82 не смог набрать высоту - лайнер понесло в столб, затем он опрокинулся и, проскользив по дороге, влетел в путепровод.

Во время спецоперации спасатели стали свидетелями душераздирающей картины: крохотная девочка с огромными от страха глазами сидит в своем кресле, а рядом тела ее родителей и 6-летнего брата.

7. В 2009 году мир потрясла еще одна трагедия: у побережья Коморских островов в Индийский океан упал Airbus A310. На борту самолета, совершавшего рейс из столицы Йемена Саны в город Морони, находились 142 пассажира и 11 членов экипажа. Найти кого-то в живых просто не представлялось возможным.

Но чудо все же случилось: спустя 10 часов после трагедии спасатели обнаружили в океане маленькую девочку, которая все это время провела в воде без спасжилета. Кроме того, как позже признался отец малышки, она даже не умела плавать! Бахиа Бакари держалась за обломки самолета.

С тех пор как человек впервые поднялся в воздух, он познал падение. С каждым годом летная техника становилась сложнее, совершеннее и безопаснее, но крушения самолетов происходят по-прежнему. Массовая гибель людей при падении пассажирского лайнера становится не только горем для безутешных родственников погибших, но и общенациональной трагедией.

Выжившие после авиакатастрофы люди становятся при этом знаменитостями, о которых говорят и пишут СМИ во всех странах мира. Происходит это по той причине, что таких крайне мало.

Статистика падения самолетов

Если взять статистику за весь исторический период развития пассажирских авиаперевозок, то можно сделать вывод, что они крайне редки. Шанс, что техника рухнет во время полета, взлета или приземления равна 1/8 миллионам. Это означает, что человеку потребуется более 20 000 лет ежедневных перелетов на случайных рейсах, чтобы сесть на тот самый невезучий.

Если взять статистику выявленных причин падения техники, то в процентном соотношении она будет выглядеть так:

  • когда идет загрузка самолета, случается 5 % несчастных случаев (чаще всего пожар);
  • при взлете - 17 % катастроф;
  • при наборе высоты всего 8 % случаев;
  • во время полета 6 %;
  • при снижении самолета - 3 %;
  • заход на посадку является причиной 7 % случаев;
  • посадка самолета - 51 %.

Статистика всех зафиксированных случаев падения лайнеров показывает, что самый большой риск присутствует при взлете и падении. Наверное, поэтому пассажиры аплодируют пилотам именно после того, как они выполнят этот этап полета.

Выжившие после авиакатастрофы чаще всего указывают на то, что с самолетом «вдруг» что-то стало не так. На самом деле дотошные статисты и работники, отвечающие за безопасность полета, отмечают, что причины для внезапной поломки приборов или загоревшиеся двигатели - это недоработки, которые не были выявлены на земле, значит, причины падения лайнеров следует прежде всего искать там.

Причины крушения самолетов

Как ни говорить, но основной причиной всех авиакатастроф является человеческий фактор. Машины не портят сами себя и не выводят из строя. Отсутствие должного внимания при их сборке, при ежедневных проверках на предмет неисправности и осознанной работы пилотов и диспетчеров - все это чаще всего приводит к крушению техники.

Возможно ли выжить в авиакатастрофе, если специалисты плохо выполнили свою работу? И в этом случае ответ будет да, так как на сегодняшний день есть случаи, когда оставались живы больше, чем 1 человек.

Статистика крушения авиатехники в процентном соотношении такова:

  • ошибка пилотов является причиной 50 % случаев;
  • ошибки обслуживающего во время полета персонала выявлены в 7 % трагедий;
  • влияние погодных условий приходятся на 12 %;
  • неисправность приборов и машины в целом - 22 % (то, что не было должным образом выявлено до полета);
  • терроризм и другие (не выявленные причины или столкновение в воздухе) - 9 %.

Из перечисленных причин, кроме погодных, все остальное - деятельность людей. Это говорит о том, что трагедии можно было бы избежать, а случаи выживших в авиакатастрофе людей были значительно выше. Если взять статистику наиболее крупных крушений за последние 30 лет, то их причиной являются:

  • DC-8 упал в Ньюфаундленде в 1985 г. на взлете из-за потери скорости, погибло 250 пассажиров;
  • падение "Боинга-747" в 1985 г. в Японии было вызвано плохим ремонтом, результат - 520 жертв;
  • Ил-76, следующий из Казахстана в Саудовскую Аравию рухнул в Индии в 1996 г. от столкновения в воздухе с "Боингом", результат - 349 погибших;
  • Ил-76 упал в Иране в 2003 г. из-за удара о землю при плохой видимости, погибло 275 человек;
  • 224 человека, не выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в октябре 2015 г., пополнили печальную статистику: причина - возможный теракт.

Это далеко не все крупные крушения, которые случились с 1985 по 2015 годы, но даже по ним видно, что их причиной чаще всего становится человеческая невнимательность или недобросовестность. Список выживших в авиакатастрофах людей был бы намного длиннее, если бы отвечающие за безопасность полета специалисты хорошо выполняли свое дело, а пассажиры знали, что необходимо делать, чтобы остаться в живых.

Что делать при крушении самолета

Оказывается, существуют правила, которые реально помогают людям при крушении лайнера остаться в живых. Самые элементарные инструкции дают стюардессы перед началом полета. К сожалению, большинство пассажиров их не слушают, а тем более не могут применить на практике. Среди самых простых рекомендаций считается обязательным:

  • быть пристегнутым при взлете и посадке (в идеале лучше быть пристегнутым весь полет);
  • знать, где находятся спасательные жилеты и как пользоваться кислородной маской;
  • в экстренной ситуации не покидать своего места, а тем более не пытаться попасть в багажное отделение, чтобы спасти свои вещи;
  • сконцентрироваться и занять правильную позу перед столкновением самолета с землей или водой (нагнуть голову к коленям, прикрыв ее руками).

Кроме этих простых правил, существует несколько выводов специалистов по чрезвычайным ситуациям, которые люди, выжившие после авиакатастрофы, применили интуитивно и не пострадали.

Большинство пассажиров погибают после падения самолета и его возгорания, так как не могут вовремя из него выбраться. Чтобы этого не произошло, следует заранее знать:

  • как отстегиваются ремни безопасности;
  • точное направление к выходу (особенно если в салоне дым);
  • паника - это 100 % смерть.

Например, Джордж Лэмсон, будучи в 1985 г. еще 17-летним подростком, выжил только потому, что в момент столкновения самолета, которым он летел с отцом, его кресло выбросило из салона. Если бы мальчик не был пристегнут и не прижал голову к коленям, а после падения не сумел быстро отстегнуться и отбежать на безопасное расстояние, он бы погиб, как и остальные 70 человек.

Как показывают случаи выживших в авиакатастрофе, если человек не паникует и знает, что делать, то у него есть все шансы выжить. Исследуя примеры подобных трагедий, ученые пришли к выводу, что многие пассажиры, вместо того, чтобы выбираться из самолета, ждут чьих-то указаний или инструкций. Важно знать, что в такой ситуации каждый отвечает за свою безопасность сам.

Ситуации повышенного риска

Хотя может показаться, что выжившие после авиакатастрофы пассажиры - это просто счастливчики, на самом деле это не так. Как показали данные ученых из Англии, изучивших более чем 2000 случаев спасения при такой аварии, этим людям помогло не простое стечение обстоятельств, а конкретные знания и действия плюс толика везения.

Оказывается, существуют в самолетах зоны повышенного риска и более безопасные участки, о чем говорит статистика выживаемости:

  • например, у тех, кто сидит в первых пяти рядах в носу самолета, шанс на выживание составляет 65 %;
  • он еще выше у тех, кто сидит в этих рядах на крайних креслах (67 %), а не возле иллюминаторов (58 %);
  • у пассажиров, находящихся в хвосте самолета, есть 53 % на выживание, если они также сидят в первых пяти рядах от аварийного выхода;
  • люди, выжившие после авиакатастрофы и сидевшие в середине салона, встречаются крайне редко.

Кроме зон риска в салоне, также немаловажную роль играет сам самолет. Так, статистика утверждает, что 73 % всех авиакатастроф приходятся на небольшие самолеты, рассчитанные до 30 посадочных мест. Смертельный исход падения одномоторного или небольшого самолета равен 68 %, что говорит о том, что шанс выжить у пассажиров и пилотов такого транспорта равносилен чуду.

Вывод напрашивается один - следует летать большими самолетами надежных компаний. Вряд ли только правильный выбор транспортного средства и места в нем спасут жизнь в экстренной ситуации, но шансов на выживание у его пассажиров будет больше, а спасатели при крушении большого лайнера не задаются вопросом «есть ли выжившие в авиакатастрофе», а спасают их.

Самые сложные ситуации

Самой трудной и опасной частью катастрофы является столкновение самолета с землей или водой. После того как это произошло, у людей всего 1.5-2 минуты, чтобы остаться в живых. Именно в это время необходимо уложиться, чтобы отстегнуться, найти выход и выпрыгнуть как можно дальше.

Самую большую угрозу жизни представляет пожар и наполнявший салон угарный газ, что подтверждает выжившая в авиакатастрофе женщина. Лариса Савицкая выжила после столкновения самолета, в котором она летела с мужем, с бомбардировщиком. Получив ожоги от начавшегося пожара, она сумела сконцентрироваться и принять в кресле правильную позу, что и спасло ей жизнь, когда она 8 минут падала на нем с высоты 5200 м.

Ее посадку «смягчили» ветки деревьев, но, даже выжив после такого падения, ей пришлось пережить сильнейший шок как от полученных травм, так и от того, что спасатели не спешили с поисками упавшего самолета, уверенные, что никто не выжил.

«Есть ли выжившие в авиакатастрофе люди?» - этот вопрос должен стоять в первую очередь у тех, кто занимается подобными ситуациями. Лариса двое суток ждала помощи с переломом шейного отдела позвоночника и травмой головы. Она единственная, кто попал в книгу Гиннесса дважды за одно и то же событие:

  • первый раз как выжившая после падения с высоты более чем 5 км;
  • второй - как получившая самую мизерную компенсацию за полученный ущерб - всего 75 руб.

Не меньшую угрозу для жизни человека представляет столкновение самолета с водной поверхностью, хотя большинство пассажиров наивно считают, что она может смягчить падение. Подобное незнание элементарных законов физики стоило жизни многим людям.

Падение в океан

Когда самолет терпит бедствие над океаном, явление не редкое, но количество погибших при этом пассажиров остается шокирующе высоким, хотя есть и выжившие после авиакатастрофы на воде.

Происходит это по нескольким причинам:

  • во-первых, люди часто из-за паники не могут найти и надеть спасательный жилет;
  • во-вторых, они слишком рано приводят его в действие, а в надутом состоянии он мешает не только двигаться, но и выплыть из салона, если туда поступила вода;
  • в-третьих, они не знают, что удар самолета о воду равносилен столкновению с бетонным покрытием, и могут не пристегнуться, чтобы принять спасательную позу.

Кроме случаев, когда пилот выполняет вынужденную посадку на воду, падение в океан так же опасно, как и на землю, что подтверждает единственная выжившая в авиакатастрофе девочка.

Бакари было 12 лет, когда они с мамой летели из Парижа в Йемен. По так и не выявленной причине самолет упал в океан в 14 км от берега острова Большие Коморы. От удара об воду его разорвало на части, и девочка выпала в воду. Ей повезло, что на ее поверхности остались части лайнера, на одной из которых она прождала 14 часов, пока ее не подобрало проходящее рядом рыбацкое судно.

История девочки обошла весь мир, так как это один из тех примеров, когда, возможно, спасшихся было бы больше, подоспей помощь вовремя. Переохлаждение и не надетые вовремя спасательные жилеты унесли жизни остальных пассажиров.

Это не последний пример, когда единственная выжившая в авиакатастрофе должна была бороться за жизнь из-за отсутствия помощи на земле.

Падение в джунглях

Хотя встречаются примеры, когда падение самолета смягчили ветки деревьев, количества выживших при этом пассажиров и членов экипажа не стало больше. По-прежнему большую роль играет то, как ведет себя человек во время трагедии.

Примером тому может служить история немецкой 17-летней школьницы, путешествующей с мамой из Лимы в Пукаллпа (Перу) перед рождеством 1971 года. По сути, это был небольшой перелет, который стал трагичным из-за того, что самолет попал в турбулентность во время грозы.

От удара молнии из строя вышли системы воздушного корабля, начался пожар в салоне. Джулиана Кепке - единственная выжившая в авиакатастрофе пассажирка во время этого перелета. На высоте 6400 м у летательного аппарата оторвались оба крыла, после чего ушедший в штопор лайнер стал разваливаться по частям.

Девушку спасло то, что она была пристегнута и приняла спасательную позу, когда ряд кресел вместе с ее сиденьем «вышвырнуло» за борт. Во время падения ее вместе с обломками из салона вращал сильный ветер, что привело к снижению по наклонной и падению в густые заросли джунглей Амазонки.

Последствиями «приземления» стала сломанная ключица, ссадины и ушибы, но ее ожидали еще большие испытания. Находясь в 500 км от Лимы, в гуще джунглей, не зная дороги, эта молодая выжившая в авиакатастрофе женщина вынуждена была бороться за жизнь в незнакомой местности.

Целых 9 дней она шла вниз по течению реки, боясь отойти от нее далеко, чтобы не лишиться источника воды. Питаясь фруктами и растениями, которые узнавала и могла сорвать, девушка вышла к стоянке рыбаков, которые и доставили ее в госпиталь.

Если бы Джулиана осталась ждать помощи возле упавшего самолета, то, скорее всего, погибла бы. По этим событиям итальянской телекомпанией был снят художественный фильм «Чудеса еще бывают», который впоследствии спас жизнь советской девушке Ларисе Савицкой, ждавшей двое суток спасателей.

Выжившие члены экипажа

Довольно редко можно услышать о том, что при падении самолета выжили члены экипажа. Возможно, они заняты спасением пассажиров или находятся в этот момент в самой «неблагополучной» части самолета, но это факт.

Но есть примеры, когда стюардесса, выжившая в авиакатастрофе, оказывалась единственной спасенной. Весне Вулович в 1972 г. было всего 22 года, когда во время очередного рейса из Копенгагена в Загреб самолет югославской авиакомпании развалился в воздухе в результате взрыва террористической бомбы.

Этот случай можно отнести к «чуду», так как Весна смогла выжить, находясь в середине салона самолета при падении с высоты более 10 км. Обломок машины, в котором она находилась, упал на заснеженные деревья, что очень сильно смягчило удар.

Вторым «чудом» было то, что, когда она была в бессознательном состоянии, ее нашел крестьянин из находящейся неподалеку деревни и отвез в больницу. Стюардесса, выжившая в авиакатастрофе при падении с такой высоты, почти месяц была в коме, а затем еще 16 месяцев боролась за возможность передвигаться и жить нормальной жизнью.

Весна Вулович стала рекордсменом книги Гиннеса как человек, совершивший прыжок без парашюта с 10 километровой высоты. Вряд ли найдется смельчак, который по собственной воле решит превзойти ее результат.

Падение российского самолета в Египте

Одной из самых актуальных тем осени 2015 года стала авиакатастрофа в Египте. Сегодня «есть ли выжившие» - уже не самый важный вопрос в этой трагедии. Если вначале ходили слухи, что не все из 224 человек погибли, то теперь это печальный факт.

Сегодня общественность интересует причина гибели авиалайнера, и гарантии того, что этого больше не случится с российскими самолетами.

Совершенно разные версии произошедшего с излагают российские и зарубежные СМИ. Вылетевший без опоздания лайнер спустя 23 минуты после взлета исчез с радаров диспетчеров по неизвестным причинам.

Одна из версий, почему не найдены выжившие в авиакатастрофе в Египте, это взрыв находящейся на борту бомбы. Самолет разорвало в небе, поэтому шансов у пассажиров практически не было.

Египетские власти утверждают, что присутствие бомбы среды обломков самолета обнаружено не было. Эти данные были ими опубликованы после того, как эксперты из США, Англии и России пришли к иному выводу.

Единственной причиной несоответствия выводов экспертов - это нежелание Египта потерять потенциальных клиентов в туристический сезон и выплачивать компенсацию компании "Когалымавиа" за крушение самолета в его воздушном пространстве. Если бы были выжившие в то они так же получили компенсацию за ущерб.

Следует ожидать, к какому соглашению придут обе стороны, но, оглядываясь на историю воздухоплавания, можно сказать, что самолеты просто так в воздухе не разваливаются и с радаров не исчезают. Окончательных выводов пока нет, но мировой общественности понятно, чем была вызвана авиакатастрофа в Египте сегодня. Есть ли выжившие, на этот вопрос ответ однозначный - «нет».

Позитивная статистика

Зная дотошность ученых в желании все подсчитать и измерить, можно не сомневаться, что они также изучали вопрос, почему не выживают в авиакатастрофе люди.

Причина на самом деле самая банальная - все тот же человеческий фактор. Если взять статистику изменений причин падения самолетов начиная с 1908 года, то она будет выглядеть так:

  • на заре самолетостроения с 1908 по 1929 гг. 50 % крушений приходилось на технические неполадки, 30 % - на погодные условия, 10 % - возгорание и 10 % - это ошибка пилотов;
  • ко второй половине 20 века воздушный флот подошел с другой статистикой - 24 % связаны с техникой, 25 % - виновата погода, ошибка пилотов - 37 %, возгорание - 7 %, а теракты занимают всего 5 %;
  • в 21 веке статистика полностью изменилась - 45 % - виновник человеческий фактор, 13 % - погода, 32 % - неполадки в технике, возгорание - 3 %, а теракты занимают 4 % случаев.

Так изменились причины воздушных катастроф в воздухе за 100 лет. Тем не менее на сегодня это самый безопасный вид передвижения, потому что крушения происходят с вероятностью 0.00001 %. Кроме того, все чаще появляются факты, когда при падении самолета выживает не 1 человек, а значительная часть пассажиров.

Например, 4 человека выжили в авиакатастрофе, произошедшей в Японии в 1985 г. Через 12 минут после взлета у самолета случилась разгерметизация в хвостовом отсеке. Пилотам удалось продержать машину в воздухе 32 минуты, после чего борт рухнул в 100 км от столицы Японии. Как поведали выжившие, спасенных могло быть больше, так как люди просили помощи, но ко времени прихода спасателей, которые вовсе не спешили, были мертвы 520 человек. Их убило переохлаждение и раны, полученные при падении.

К сожалению, сведения о спасенных не всегда соответствуют истине. Так было, когда сообщали, что 4 человека выжили в авиакатастрофе над Египтом. В этом случае можно только посочувствовать людям, которые обрели надежду на чудо, но затем опять ее утратили.

В российской истории авиации также есть примеры, когда пассажиры оставались в живых при крушении лайнера. Так, люди, выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в 2011 году при возгорании самолета, который только выруливал на взлетную полосу, получили Из 116 пассажиров и 6 членов экипажа погибло только трое людей, при этом Ту-154 полностью сгорел.

6 января 2012, 15:59

23 декабря 1971г. самолет Lockheed L-188A авиакомпании LANSA с 92 пассажирами на борту вылетел из столицы Перу Лимы и взял курс на город Пукальпа. В 500 км к северо-востоку от столицы страны лайнер попал в обширную грозовую область, развалился в воздухе и упал в джунгли. Выжить в страшной катастрофе удалось лишь 17-летней Джулиане Дилер Копке, которую выкинуло из самолета.
Джулиана Дилер Копке «Вдруг вокруг меня воцарилась удивительная тишина. Самолёт исчез. Должно быть, я была без сознания, а затем пришла в себя. Я летела, крутясь в воздухе, и могла видеть стремительно приближающийся подо мной лес» . Затем девушка, падая, вновь потеряла сознание. При падении с высоты около 3-х км. она сломала ключицу, повредила правую руку, а ее правый глаз закрыло опухолью от удара. «Возможно, я выжила из-за того, что я была пристёгнута к ряду сидений,» – рассказывает она. «Я вращалась как вертолет, что возможно замедлило падение. Кроме того, место, где я приземлилась было густо покрыто растительностью, что уменьшило силу удара». 9 дней Джулиана скиталась по джунглям, стараясь не отходить от ручья, веря, что рано или поздно он выведет ее к цивилизации. Также ручей давал девочке воду. Через девять дней Джулиана нашла каноэ и укрытие, в которое она спряталась и стала ждать. Вскоре ее нашли в этом укрытии лесорубы. 26 января 1972г. хорватские террористы взорвали над чешским городком Сербска-Каменице пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9-32 , принадлежавший авиакомпании JAT Yugoslav Airlines. Борт следовал из Копенгагена в Загреб, на его борту находились 28 человек. Бомба, заложенная в багажном отделении, сдетонировала на высоте 10160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли, однако 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с высоты более 10 км. Весна Вулович Самолет упал на заснеженные деревья, а через несколько часов после трагедии на месте катастрофы оказался квалифицированный медик, который и распознал у Весны признаки жизни. У неё был проломлен череп, сломаны обе ноги и три позвонка, из-за чего нижняя часть ее тела была парализована. Быстро оказанная помощь спасла девушке жизнь. Она 27 дней находилась в коме, а после еще 16 месяцев лежала в госпитале. После выхода из него, Вулович продолжила работать в своей авиакомпании, но уже на земле. Чудесное спасение Весны Вулович занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый высотный прыжок без парашюта. 13 октября 1972 года в Андах разбился самолет FH-227D/LCD. Погибли 29 человек из 45 находившихся на борту. Выжившие были найдены только 22 декабря 1972 года.
13 октября 1972 года команда регбистов из Монтевидео отправилась на соревнования в столицу Чили Сантьяго. В самолете "Фэрчайлд-Хиллер FH-227D/LCD" уругвайской авиакомпании "Таму", кроме них, находились еще пассажиры и 5 членов экипажа - всего 45 человек. По пути им предстояло совершить промежуточную посадку в Буэнос-Айресе. Однако "борт" T-571 попал в сильную турбулентную зону. В условиях сильного тумана пилот совершил навигационную ошибку: самолет, шедший на высоте 500 м, направился прямо на одну из горных вершин аргентинских Анд. Экипаж слишком поздно среагировал на ошибку. Через несколько мгновений "борт" налетел на скалы, пропоров стальную обшивку самолета. Фюзеляж разрушился; от страшного удара несколько кресел оторвало от пола и вместе с пассажирами выбросило наружу. Семнадцать человек из 45 погибли мгновенно, когда самолет "Фэрчайлд-Хиллер" рухнул в снег. В результате авиакатастрофы люди провели два месяца в снежном аду - на высоте 4 тысячи метров, при температуре минус 40 градусов. Обнаружили их только 22 декабря!
"После катастрофы в живых остались 28 человек, но после схода снежной лавины и долгих изнурительных недель голодания их осталось только шестнадцать. Проходили дни, недели, и люди, не имея теплой одежды, продолжали жить при сорокаградусном морозе. Питания, что хранилось на борту разбившегося самолета, хватило ненадолго. Скудные запасы приходилось делить по крохам, чтобы растянуть на большее время. Под конец остались только шоколад и наперсточная норма вина. Но вот кончились и они. У выживших голод взял свое: на десятый день они стали есть трупы". 24 августа 1981г. на Дальнем Востоке на высоте 5км. столкнулись пассажирский самолет Ан-24 авиакомпании "Аэрофлот" и бомбардировщик Ту-16 ВВС СССР . Среди 32-х человек, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая , возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. Лариса с мужем В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 C до −30 C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолета вжалась в кресло и выжила. Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться. Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда после того как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Лариса была вся покрыта краской, слетавшей с фюзеляжа, и с сильно спутанными ветром волосами. В ожидании спасателей она соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Лариса, тела её мужа и ещё двух пассажиров были обнаружены последними из всех жертв катастрофы. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Лариса Савицкая Из интервью Ларисы: - Как это произошло на самом деле? - Самолеты столкнулись по касательной. Крылья у Ан-24 оторвало вместе с бензобаками и крышей. За какую-то долю секунды самолет превратился в "лодочку". В тот момент я спала. Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала. От горя не успела осознать страх. - Вы так и упали в этой "лодочке"? - Нет. Потом она еще разломилась надвое. Разлом прошел прямо перед нашими креслами. Я оказалась в хвостовой части. Меня выбросило в проход, прямо на переборки. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно. И тут я вспомнила один итальянский фильм - "Чудеса еще встречаются". Всего один эпизод: как героиня спасается в авиакатастрофе, вжавшись в кресло. Кое-как я до него добралась... - И пристегнулись? - Я об этом даже не думала. Действия опережали сознание. Стала смотреть в иллюминатор, чтобы "поймать землю". Надо было вовремя самортизировать. Я не надеялась спастись, хотелось только умереть не больно. Была очень низкая облачность, потом зеленая вспышка и удар. Упала в тайгу, на березнячок - опять повезло. - Только не говорите, что вы не получили ни одной травмы. - Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная - тогда пожалуйста". - Сколько времени вы провели в тайге? - Три дня. Когда я очнулась, тело мужа лежало прямо напротив меня. Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам. 12 августа 1985г. Boeing 747SR-46 японской авиакомпании Japan Airlines потерпел крушение близ горы Такамагахара в 100 км от Токио в районе горы (префектура Гунма). Из 520-ти человек удалось выжить только четверым женщинам: 24-летней сотруднице Japan Airline Хироко Есидзаки, 34 летняя пассажирке самолета и ее восьмилетней дочери Микико, а также 12-летней Кэйко Каваками, которая была найдена сидящей на дереве. Все четверо счастливчиков сидели в центральном ряду кресел в самом хвосте самолета. Для остальных 520 пассажиров и членов экипажа этот полет стал последним. По количеству жертв катастрофа японского "Боинга-747" уступает только катастрофе в Тенерифе в 1977 году, когда столкнулись два "Боинга". Ни на одном лайнере так много людей еще не погибало. 16 августа 1987 года Самолет McDonnell Douglas MD-82 , совершая вылет из аэропорта Metro, самолет потерял управление и сначала задел левым крылом линии электропередач, находящиеся в 800 метрах от взлетной полосы, затем крышу пункта проката машин, после чего разбился о землю.
На борту находилось 155 человек. 4-х летняя Сеселия Сичан была найдена спасателями в своем кресле, в нескольких метрах от тел своих родителей и 6-ти летнего брата. До сих пор ни один специалист не может объяснить, как, и при помощи какого чуда, она смогла выжить. Возможной причиной этой авиакатастрофы считают небрежность пилота и экипажа в следовании траектории взлета. 28 июля 2002г . в московском аэропорту "Шереметьево" сразу после взлета рухнул Ил 86 , на борту которого находились 16 человек: четыре пилота, 10 бортпроводников и два инженера. Через 200 м после того, как самолет оторвался от земли, произошла потеря мощности двигателей, самолет завалился на левое крыло и рухнул, после чего произошел взрыв.
Выжить удалось только двум бортпроводницам: Татьяне Моисеевой и Арине Виноградовой . Виноградова через некоторое время после выписки из больницы и прохождения реабилитационного курса вернулась к работе, а Моисеева решила не искушать судьбу и остаться на земле. 30 июня 2009г. у побережья Коморских островов потерпел крушение самолет А310 йеменской авиакомпании Yemenia , совершавший рейс из столицы Йемена Саны в столицу Комор город Морони. На борту A310 находились 153 человека. Единственным выжившим пассажиром разбившегося лайнера оказалась двенадцатилетняя девочка Бахия Бакари , имеющая французское гражданство. При ударе о воду её буквально выкинуло из самолета. В течение нескольких часов, девочка, практически не умеющая плавать, без спасательного жилета и в полной темноте, старалась держаться за обломки самолета, чтобы не утонуть. Сначала она старалась ориентироваться по голосам других пассажиров, но вскоре они стихли. Когда рассвело, она поняла, что она в полном одиночестве в центре масляной лужи на поверхности воды. К счастью, ей удалось взобраться на большой обломок и заснуть, несмотря на переутомление и жажду. В какой-то момент она увидела корабль на горизонте, но он проплыл слишком далеко, и ее не заметили. Команда частного корабля Sima Com 2, обнаружили Bakari лишь 13 часов после авиакатастрофы. Еще 7 часов спустя она оказалась на суше, где была направлена в госпиталь. Девочка получила многочисленные ушибы, у нее была сломана ключица и обожжены колени. 12 мая 2010г. Airbus-330 ливийской авиакомпании Afriqiyah Airways, прибывший из Йоханнесбурга (ЮАР), разбился при заходе на посадку в международном аэропорту Триполи. В условиях тумана экипаж принял решение уйти на 2-й круг, но не успел. На борту находились 104 человека. Среди обломков выжившего нашли только восьмилетнего мальчика с переломами обеих ног. Его придвило креслом, что, возможно, спружинило удар. 6 сентября 2011г. В Боливии разбился самолет частной авиакомпании потерпевшего катастрофу в амазонских джунглях. В результате изначально посчитали, что погибли все 9 человек, находящихся на борту. Через 3 дня поисков был найден чудом уцелевший пассажир - 35-летний продавец косметики боливиец Минор Видалью. Он отделался ушибами головы и переломами ребер. Минор Видальо рассказал, что он более 15 часов находился под обломками самолета, а когда ему удалось выбраться, он пошел вглубь леса в поисках людей.
Выжившего в авиакатастрофе обнаружили в нескольких километрах от места крушения самолета. "Мы увидели человека на берегу реки, который подавал нам сигналы, - рассказал капитан Давид Бустос, руководивший спасательной операцией. - Когда мы подошли поближе, он склонился на колени и начал благодарить Бога".

Авиационные происшествия появились вместе с воздухоплаванием, но только к 40-м годам 20 столетия эти случаи стали фиксироваться. В рейтинг попали люди, выжившие в авиакатастрофах. Рассмотрены 10 случаев, когда из всех пассажиров в живых остался только один человек.

10. Джулианна Диллер Кёпке (24 декабря 1971 г.) - единственная выжившая в авиакатастрофе семнадцатилетняя девушка. В ту страшную ночь она находилась на борту лайнера перуанской авиакомпании вместе с родителями. Началась гроза, и в самолет ударила молния. Воздушная машина стала разваливаться на высоте 3200 метров и упала в тропический лес. Обломок, на котором было установлено кресло Джулианны, отвалился еще в воздухе. Он летел вниз через бушующую стихию и вращался с бешеной скоростью по кругу. Обломок вместе с Джулианной приземлился на кроны деревьев, что и спасло девушку. У нее оказалась сломана ключица, и были многочисленные раны. Выжившая нашла в себе силы, чтобы встать и идти искать помощь. Наткнувшись в джунглях на ручей, она пошла вниз по его течению. На десятый день Джулианна вышла к поселению. История героической девушки легла в основу нескольких художественных фильмов.

9. Весна Вулович (26 января 1972 г.) - двадцатидвухлетняя стюардесса, выжившая в авиакатастрофе и попавшая в книгу Гиннеса за падение с высоты в 10 километров без парашюта. В момент, когда авиалайнер пролетал над Чехословакией на высоте 10160 метров, на судне произошёл взрыв. Югославская стюардесса по воле судьбы оказалась в этот день на борту - она подменяла свою коллегу. Ветки деревьев, на которые упала девушка, смягчили удар. Вулович почти месяц не приходила в себя и полтора года пролежала на больничной койке. Несмотря на это вынужденная рекордсменка смогла вернуться к обычной жизни и продолжила работу в авиации, но только в наземной службе.

8. Лариса Савицкая - выжившая в авиакатастрофе двадцатилетняя девушка (24 августа 1981 г.). Вместе со своим мужем молодая женщина возвращалась домой из свадебного путешествия. Над городом Завитинском на высоте 5220 метров в их самолет АН-24 врезался бомбардировщик. Погибли все люди в двух самолетах (37 человек). Девушка находилась в хвостовой части разломившегося АН-24. С пятитысячной высоты Лариса падала на большом обломке. Падение продолжалось 8 минут. Кусок авиалайнера вместе с пострадавшей упал на берёзовые насаждения, что смягчило силу удара. Выжившая в авиакатастрофе Лариса в одиночестве провела две ночи в лесу. Несмотря на сотрясение мозга, многочисленные ссадины и травмы, она могла самостоятельно передвигаться. Для всех пассажиров были подготовлены могилы, в том числе и для Ларисы. Поисковики опешили, увидев ее живой. Женщина попала в Книгу рекордов Гиннеса дважды: как человек, единственно выживший в авиакатастрофе и, как пассажир, получивший минимальную компенсацию – 75 рублей.

7. Джордж Лэмсон ( 21 января 1985 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в США, штате Невада. Семнадцатилетний парень возвращался с отцом на самолете Локхид Л-188 Электра с горнолыжного курорта. Неожиданно воздушное судно сильно накренилось на один бок и стало падать. Джордж прижал колени к груди в тот момент, когда самолет ударился о землю. Вместе с сиденьем его вынесло из фюзеляжа за мгновение до взрыва. Именно этот фактор и спас жизнь юноше. Причиной случившейся трагедии, в которой погибло 70 человек, стала ошибка пилотирования в оценке обстановки, в результате чего Локхид Л-188 Электра потерял скорость и упал.

6. Сессилия Сичан (16 августа 1989 г.) - четырехлетняя девочка, выжившая в авиакатастрофе, произошедшей в Детройте и унесшей жизни 154 человек. Самолету так и не удалось набрать высоту. Еще на взлете он зацепил крылом башню освещения, отчего оно отвалилось и загорелось. Лайнер повело вправо, и вторым крылом он пробил крышу здания. Воздушное судно просто развалилось на куски, которые разбросало почти по километровой площади. Сессилию нашел под обломками пожарный. После многочисленных переломов и ожогов девочка смогла восстановиться. Родители Сессилии стали жертвами этой же трагедии. Сейчас девушка летать не боится, считая, что «снаряд не бьет в одно место дважды».

5. Девятилетняя Эрика Дельгадо ( 11 января 1995 г.) оказалась в списке людей, единственно выживших в авиакатастрофах благодаря своей матери. Вместе с семьей она находилась на борту, совершающем рейс из Боготы в Картахену (Колумбия). Причиной страшной катастрофы стала неисправность приборов судна, которое рухнуло на землю при заходе на посадку. В момент падения мать вытолкнула ребёнка из разваливавшегося лайнера, и девочка упала в озеро, заросшее водорослями. Спас ее местный фермер, услышав крики о помощи. Эрика отделалась переломом руки, остальные пассажиры и члены экипажа (52 человека) погибли.

4. Юсеф Джиллали (6 марта 2003 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в городе Таманрассет (Алжир). Самолёт Boeing 737-200 потерпел крушение при взлёте из-за отказа двигателя. Находясь в воздушном пространстве из-за возгорания мотора, судно начало стремительно терять скорость. Боинг упал в каменистой местности, неподалёку от аэродрома и разлетелся на части. Из 104 человек экипажа удалось спастись только двадцативосьмилетнему военнослужащему Джиллали. Пострадавший получил множество переломов и находился в коме. Но спустя сутки молодой человек пришёл в себя, и его жизнь находилась вне угрозы.

3. Воскресным утром (27 августа 2006 г.) в штате Кентукки на борту самолета, совершавшего рейс Лексингтон-Атланта, начался пожар. Машина рухнула в километре от аэропорта. Все пассажиры и члены экипажа (49 человек) погибли. Пожар был настолько сильным, что не было возможности опознать тела. Лишь второму сорокачетырёхлетнему пилоту Джеймсу Полехинке удалось спастись. Пожарные вытащили его из кабины горящим. Причина случившейся катастрофы - использование пилотами более короткой взлетной полосы. В результате этого воздушная машина, протаранив железное ограждение и врезавшись в дерево, разрушилось и загорелось.

2. Тринадцатилетняя Бахия Бакари - единственная выжившая пассажирка, летевшая рейсом Париж - Коморы (30 июня 2009 г.). За считанные минуты до посадки воздушное судно стало стремительно падать и рухнуло в воды Индийского океана. Девочка не может описать обстоятельства произошедшего, так как спала. Предположительно, ее выбросило через иллюминатор. Бахия 14 часов ждала помощи спасателей, дрейфуя в открытом океане на не утонувшем обломке лайнера. Так она оказалась единственной уцелевшей из 153 человек.

1. Бортинженер Александр Сизов - выживший в авиакатастрофе, случившейся 7 сентября 2011 года под Ярославлем. В тот роковой день воздушное судно Як-42 должно было доставить хоккеистов «Локомотива» на матч в город Минск. Проскочив всю взлётную полосу, самолёт начал подниматься с грунта, резко завалившись на левое крыло. После этого машина рухнула, разлетевшись на части, которые отбросило на несколько сотен метров в округе. В себя Александр пришёл только, когда оказался в горящей от керосина реке. Несмотря на многочисленные переломы и последующие операции пятидесятидвухлетнему пассажиру удалось выжить. Причиной трагедии, случившейся на борту Як-42, стала ошибка экипажа при взлете самолёта.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то